Как Марзия Давудова пришла в бакинский театр

20:00 / 19.05.2025 Просмотров: 1067

Актриса Марзия Давудова (1901-1962) 45 лет жизни посвятила театру и кино. За свою долгую актерскую жизнь Давудова сыграла много ролей из классического и современного репертуара. Среди них были образы и комедийные, и драматические, и трагические.

Впервые Марзию привлекли к постановкам актеры труппы татарского театра в Астрахани. Татарский любительский театр возник в Астрахани почти одновременно с Казанским, в 1907 году. Его возглавил Зейни Султанов.

В 1914-м З.Султанов перешел в труппу «Сайяр». Труппу тогда временно возглавлял артист Абдулла Кямал. В организации труппы также принимали активное участие супруги Байкины. Однако, став популярными артистами, они часто уезжали на гастроли. Когда началась Первая мировая войны, часть артистов была мобилизована, и астраханская труппа почти распалась. Марзия попала в татарский театр в тот момент, когда труппа переживала организационный и творческий кризис. Отсутствие репетиционного помещения и профессиональных актеров, нехватка актрис, тяжелые материальные условия, нападки реакционных фанатиков — все это грозило группе полным распадом. Это отражалось и на художественной стороне спектаклей.

Тогда, некий Харис Мухаммедов (сын богатого купца), человек далекий от театра и преследовавший цели наживы, организовал антрепризу из оставшихся артистов труппы и любителей. Но работа антрепренера продолжалась недолго, так как художественный уровень спектаклей был низким и народ не ходил в театр. Но даже в таком состоянии татарский театр стал для Марзии Давудовой первой ступенью на пути к любимому искусству.

У отчима Давудовой пришлось перенести много упреков, незаслуженных обид и оскорблений из-за своей любви к сцене. Но унаследовав от матери стойкий характер, она упорно продолжала ходить на репетиции и спектакли.

В труппе татарского театра Марзия начала играть маленькие второстепенные роли под фамилией «Адгамова». Взять псевдоним, возможно, ее побудило желание скрыть от родных свои выступления на сцене. Долгожитель Астрахани, учитель, большой поклонник театра и сосед Марзии Давудовой по Цареву, помнил ее как актрису Адгамову (Атхамову). Это же вспоминали и артисты Гюльчохра Байкина и Исмаил Кугушев.

В объявлении из татарской газеты «Сарай» за 1918 год, говорится, что в Зимнем театре Астрахани 12 января на татарском языке будет поставлен спектакль «Коварство и любовь» в котором примут участие Сара Байкина, С.Ханская, М.Адгамова, А.Адаков, З.Грабов, Г.Донской, А.Муратов и другие. В 1918 г. в астраханскую труппу возвращаются из Казани Зейни Султанов, а из Оренбурга Байкины. Труппа пополнилась новыми любителями.

Приход Марзии в татарский театр совпал с историческими событиями — вспыхнула революция, которая всколыхнула многомиллионные массы людей. Волны Октябрьской революции дошли и до Каспия. Советская власть в Астрахани была установлена в конце 1918 года, а в начале 1919-го здесь сложилось очень напряженное положение. Организовывались нападения, мятежи. Все это усугублялось продовольственными затруднениями, эпидемией сыпного тифа, разрухой, пожарами.

«В гражданскую войну, во время наступления белогвардейцев на город Астрахань, театр, в котором я работала, был закрыт (временно — прим.) и нас мобилизовали для работы в госпиталях в качестве медсестер для обслуживания раненых бойцов», — писала М.Давудова в своей автобиографии.

Татарский театр, однако, почти не прекращал свою деятельность. В дни боев за Астрахань, помещение театра было отдано под военный госпиталь, труппа обслуживала фронт.

В 1918-м в Астрахань приехал знаменитый азербайджанский актер Гусейнбала Араблинский. Там он принял участие в нескольких спектаклях. Собрав актеров татарской группы, он репетировал с ними. Готовили постановки «Надир шах», «Кузнец Гаве», «Разбойники». Роли в пьесах репетировали на татарском языке, а Араблинский — на азербайджанском. Как вспоминал И.Кугушев, в тот момент Сары Байкиной в Астрахани не было, но в числе двух-трех молодых актрис была Марзия Давудова. Ей поручили ведущую роль в пьесе «Жизнь игрока», которую она усердно репетировала. Но играть на сцене ей не довелось — приехала Сара Байкина и вместе с Араблинским выступила во всех спектаклях.

Между тем, именно эти репетиции явились поворотным пунктом в судьбе молодой артистки, как она вспоминала позднее: «[Араблинский] обратил внимание на мой талант и предложил мне переехать в Баку. Ввиду болезни моей матери, которую не с кем было оставить, я не согласилась выехать в Баку, но после смерти матери в 1920 г. я переехала в Баку и поступила в Азгосдрамтеатр».

У Араблинского было много последователей, особенно среди молодежи. Он был для них идеалом, как в жизни, так и на сцене. Многие были обязаны ему тем, что пошли по пути актерской деятельности. Фактически, Араблинский открыл и вырастил таких актеров как Сарабский, Сидги Рухулла, А.Салахлы и др. Немало было и таких, кто шел на сцену, влюбившись в талант Араблинского. Как отмечали некоторые критики, не будь Араблинского, может быть, не было бы и Марзии Давудовой.

Революция в России положила начало новому этапу развития театрального искусства. Широкие массы потянулись в театр. Появилась потребность систематической подготовки кадров для советского многонационального театра.

Русский драматический театр с 1919 года стал в Астрахани базой подготовки молодых кадров для сцены. Видный режиссер и актер театра М.Бецкий организовал в городе студию сценического искусства, в которой занималось около 80 человек одаренной молодежи из народа, занятия со студийцами проводили лучшие творческие силы театра.

В конце 1919-го от сыпного тифа умерла мать Марзии. Актрисе переехала жить к старшему брату Сабиру, который вместе с домочадцами любил посещать спектакли с участием сестры.

Между тем Микаил Давудов (артист Кировабадского государственного драмтеатра им. Дж.Джаббарлы) и молодая обменялись адресами и решили вскоре встретиться. У Марзии был готов свой план. Закутавшись в чадру, она направилась на пристань и проникла на военное судно, готовившееся к отплытию в Баку. В этот день спектакль татарской группы был сорван. Об исчезновении Марзии первыми узнали ее коллеги. Они ворвались в дом брата Марзии Сабира и скандалили, требуя выдать Марзию. Всю ночь они бегали по родственникам и знакомым, искали Марзию.

В Баку у Марзии никого не было. Микаил Давудов привел ее к себе домой. Его отец сначала принял Марзию за христианку и был страшно недоволен ее появлением в доме. И только после того, как однажды Марзия прочитала отцу страницу из Корана, он был покорен. Убедившись, что Марзия мусульманка, он дал свое согласие на брак и разрешил ей остаться. Живя в семье, Марзия очень скоро научилась разговаривать по-азербайджански.

Летом 1921 года судно «Али Байрамов» вновь отправлялось в Астрахань. Марзия попросилась в эту поездку, чтобы повидать братьев и сестру. Несмотря на то, что на военном корабле не разрешалось присутствие женщин, Марзие, как принимавшей участие в работе драмкружка, командование судна разрешило сопровождать мужа, в качестве исключения.

О прибытии Марзии в Астрахань тут же стало известно и татарским актерам, которые вломились в дом Давыдовых и, к ужасу огорченных родственников, увели ее в уголовный розыск, обвинив в дезертирстве трудового фронта. Три дня Марзия находилась в участке, а судно Микаила Давудова стояло на рейде, и он ничего не знал. Когда родственники сообщили ему о случившемся, Давудов взял с собой человек десять моряков и отправился выручать Марзию. Бывшие коллеги утверждали, что Марзию переманили. Разобраться в этом деле помог паспорт Марзии, согласно которому она являлась подданной Азербайджанской Республики, женой военного моряка М.Давудова. Узнав, что она приняла другую национальность, ее отпустили.

Командование судна попросило драмкружок организовать в Баку спектакль. Решили поставить пьесу А.Ахвердиева «Разоренное гнездо» при участии Марзии. В одном из антрактов Микаилу Давудову передали, что пожилой мужчина хочет его видеть. Давудов был сильно удивлен, увидев перед собой самого автора пьесы — А.Ахвердиева. Ахвердиев поблагодарил артистов и попросил познакомить его с Марзией (исполнительницей роли Соны).

«У вас есть талант, дочка, идите на профессиональную сцену. У вас большое будущее», — сказал Марзие Ахвердиев. После этой встречи, Марзия твердо решила идти в театр.

Микаил Давудов в начале 1922 года ушел с судна и по настоянию Марзии они оба поступили в театр. Их охотно приняли на работу. Так как их дом находился далеко в нагорной части города, их поселили в помещении театр.

В то время в труппе азербайджанского театра участвовали крупные мастера искусства — Аббасмирза Шарифзаде, Мирза ага Алиев, Сидги Рухулла, Кязим Зия и другие. Давудовы прожили в помещении театра до лета 1923 года. Затем, по семейным обстоятельствам Микаил Давудов был вынужден оставить коллектив и уехать в Астрахань. Их пути с Марзией разошлись. Марзия же осталась работать в театре и продолжала совершенствоваться как актриса на азербайджанской сцене.

Л.ЭЮБОВА

Другие новости

Лента новостей

Все новости
19 май 2025

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA