Банковский сектор сохраняет стабильность в условиях растущих долгов и расходов

Несмотря на усиливающуюся долговую нагрузку населения и растущие расходы, банковский сектор удерживает стабильный уровень прибыли и выходит в баланс по итогам семи месяцев. Чистая прибыль финансовых институтов за январь–июль составила почти 700 млн манатов. По данным Центрального банка, нынешний показатель почти совпадает с результатом за аналогичный период прошлого года. Так что сектор сохранил свои позиции, хотя удерживать стабильность оказалось непросто.
Отчетность Центрального банка показывает, что операционные доходы банков за отчетный период выросли почти на 20%, однако расходы увеличились еще сильнее — более чем на четверть. В результате рост выручки все чаще поглощается издержками, сокращая возможности для увеличения чистой прибыли. Дополнительное давление оказывает государство: налоговые выплаты банков выросли на 8%. Также стоит отметить увеличение отчислений в резервы почти на 17%, что указывает на подготовку банков к возможному ухудшению качества кредитных портфелей на фоне растущей проблемной задолженности и увеличивающейся долговой нагрузки населения.
Особого внимания заслуживает резкое, почти четырехкратное сокращение непредвиденных доходов. Банковский сектор сократил подушку безопасности в виде внеплановых поступлений и теперь фактически опирается исключительно на базовый операционный результат. Статистика Центрального банка ясно демонстрирует ключевые тенденции: устойчивость кредитно-финансовой системы поддерживается не столько за счет роста прибыли, но благодаря более строгому контролю расходов и управлению рисками.
На фоне растущей долговой нагрузки населения и увеличения операционных затрат банкам важно сосредоточиться на оптимизации бизнес-моделей, укреплении капитала и повышении эффективности, уверены в экспертных кругах. Только в этом случае сектор сможет не просто сохранить стабильность, но и укрепить доверие клиентов и инвесторов. В противном случае дальнейший рост расходов и проблемной задолженности может поставить под угрозу текущий баланс устойчивости.
При более детальном анализе становится ясно, что текущая стабильность банковской системы обеспечивается не столько органическим ростом, сколько сдерживающими мерами финансового регулятора и строгим контролем. Центробанк фактически защищает сектор от перегрева, но при этом фундаментальные дисбалансы экономики остаются. Особенно заметно это в розничном кредитовании, которое растет быстрее, чем реальные доходы населения, что для банков означает рост расходов на формирование резервов и дополнительное давление на маржинальность.
Меры регулятора подтверждают тенденцию к усиленному контролю. Внедрение стандартов Базель III повышает требования к капиталу, ликвидности и корпоративному управлению, особенно для крупных банков. С марта также применяется контрциклический буфер капитала на уровне 0,5% от капитала первого уровня, что снижает риски при ускоренном росте кредитования. Ужесточились и нормативы достаточности капитала для системно значимых банков. Рост отчислений в резервы подчеркивает: сектор готовится к возможным стрессовым ситуациям, но в долгосрочной перспективе такая осторожность может быть палкой о двух концах, поскольку влияет на потенциал развития.
Кроме того, особого внимания регулятора удостоились лимиты по банковскому пластику – они теперь привязаны к официальному доходу заемщика, а неиспользованные средства учитываются как потенциальная задолженность. Даже если клиент не использует всю сумму, 40% лимита автоматически считается использованным, а оставшаяся часть переходит в категорию потенциального долга с полным уровнем риска.
В то же время население продолжает активно брать кредиты для поддержания привычного уровня потребления, а не для накоплений или инвестиций. Такая модель делает долговую нагрузку особенно уязвимой: любое ухудшение макроэкономической ситуации: будь то рост инфляции, снижение занятости или повышение процентных ставок, может существенно повлиять на платежеспособность заемщиков. Притом, что рост розничного кредитования заметно опережает динамику доходов. Только за истекшие пять лет задолженность по потребительским и ипотечным кредитам на душу населения увеличилась более чем вдвое, а общее количество кредитных счетов даже утроилось.
В отличие от долгов, подушевой доход за тот же период увеличился менее чем на 50%. Отсюда следует вывод: в массе своей заемные средства все активнее используются для покрытия текущих расходов. Сюда же следует добавить и различную динамику кредитования бизнеса и населения. На фоне роста долгов домохозяйств кредитный портфель предприятий снизился, что приводит к дисбалансу: банки концентрируются на потребительских займах, где оборот выше, но и риски значительнее. В конце июня структура портфеля выглядела так: бизнес-кредиты составляли 53,2% или 15,1 млрд манатов, потребительские — 31,3% или 8,9 млрд, ипотечные — 15,5%, или 4,43 млрд. По сравнению с прошлым годом доля бизнес-кредитов сократилась, а потребительские и ипотечные выросли и в процентах, и в абсолютных объемах.
Т.САМОЙЛОВА
Другие новости

Центробанк приостанавливает работу Офиса наличных денег

Опубликован Глобальный инновационный индекс - 2025

Среднемесячная заработная плата в Азербайджане в 2029 году превысит 1400 манатов

Азербайджанская нефть незначительно подешевела

Процентная ставка ЦБА стабильна, но инфляция готова к новым виткам
