• Баку C

    11.95 м/с

ПСИХИАТР НАРГИЗ ГАШИМЗАДЕ: «НЕРАСТРАЧЕННАЯ ЭНЕРГИЯ ДЕТЕЙ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В АГРЕССИЮ»

21:26 / 07.07.2020 Просмотров: 92791

Пандемия COVID-19 сказывается не только на тех, кто непосредственно пострадал от вируса SARS-COV-2. Стресс, связанный с угрозой заражения, самоизоляция и другие изменения в привычном укладе жизни влияют на психическое состояние всех людей без исключения. Члены Американской психологической ассоциации отмечают, что в изоляции человек может столкнуться со спектром разных эмоций. В первую очередь это — страх и тревога, мы переживаем за свое здоровье и здоровье близких. Также мы испытываем злость и гнев, не имея возможности вернуться к привычной жизни. Те, у кого в связи с изоляцией появилось много свободного времени, жалуются на скуку и одиночество. Бразильские психологи и вовсе говорят о «пандемии страха», которая развивается одновременно с эпидемией.
Но, пожалуй, в еще более непростых и непривычных условиях оказались дети, ведь если взрослые могут взять себя в руки, то с детьми все не так просто.
О том, как психологически помочь детям в условиях пандемии и в каком случае следует обращаться к специалистам «Новое Время» поинтересовалось у доктора философии по медицинским наукам, психиатра Наргиз Гашимзаде.
 
- На днях детская благотворительная организация Childhood Trust выразила серьезную обеспокоенность психологическим состоянием здоровья у детей в период пандемии коронавирусной инфекции и введенных для борьбы против нее мер. Действительно ли все так серьезно и какими могут быть последствия уже после того, как пандемия закончится?
- Самоизоляция в первую очередь коснулась детей. Ведь в первую очередь закрыли школы и детские сады. Перешли на систему онлайн. Я против этой системы ничего не имею, но детям нужно общение со сверстниками. Так они развиваются, учатся друг у друга. Дети дружат, обмениваются знаниями, кто сильнее, кто более ловкий, стараются друг перед другом быть лучше. То же самое происходит в школе, в детском саду. В дошкольных образовательных учреждениях у ребятишек быстрее развивается речь, навыки самообслуживания. В период пандемии ситуация оказалась таковой, что дети изолировались друг от друга. И это произошло не на месяц, даже не на три месяца… И никому неизвестно, сколько еще все это продлится, но специалисты уже начали замечать, что дети привыкают к одиночеству. Им уже не нужны игры с другими детьми. Гаджеты, компьютерные игры, Интернет…все это поглощает и поглощает детей. А что же дальше? После пандемии детям надо будет снова привыкать друг к другу Они должны будут вновь привыкать к тому, что в этом мире они не одни. Есть другие дети - их ровесники с иными характерами и запросами. Им нужно будет находить компромиссы, а многим заново учиться дружить.
На самом деле, это серьезная проблема, учитывая, что сейчас немало детей с признаками аутистического расстройства. Таким детям вообще будет тяжело внедряться в общество.
Еще одна не менее серьезная проблема - нерастраченная энергия детей, которые вынужденно сидят дома. В итоге она преобразуется в агрессию.
 
- Увеличился ли объем работы у вас и ваших коллег в это непростое время, с какими жалобами сейчас к вам чаще всего обращаются за помощью?
- Безусловно, объем работы увеличился. В основном родители жалуются на излишнюю агрессивность детей, головные боли, плохой, или прерывистый сон. А дети с аутистическими расстройствами пострадали больше всего. Они не могут ходить в центры реабилитации, заниматься по специальной методике.
Тут вся нагрузка ложиться на родителей, которые тоже в состоянии стресса, со своими многочисленными «взрослыми» проблемами.
Участились случаи с навязчивыми мыслями, страхами, действиями. Многие думают, что заболеют, без конца моют руки, все протирают по 10 раз.
 
- Есть ли возрастная группа детей, которые в большей степени подвержены психологическим рискам в столь напряженное время?
- Я бы не сказала, что существует какая-то возрастная группа, более подверженная психическим нарушениям. 
У маленьких детей основные психологические проблемы в это время агрессия, невнимательность, гиперактивность.
У подростков - навязчивость, депрессия, участились случаи генерализованной тревожности, истерический невроз или как сейчас говорят диссоциативный невроз.
 
- Можно ли помочь детям в домашних условиях, что для этого необходимо делать?
- В домашних условиях необходимо заниматься детьми. Естественно, делать это должны родители. Читать книги, играть в развивающие игры, смотреть фильмы. Делать это желательно в первой половине дня. Вечером, когда на улице мало людей, постараться хотя бы на часик выходить на воздух 
Нужно позволить ребенку рисовать, танцевать, лепить, одним словом, создать условия для того, чтобы он проявил свою творческую натуру. Это как раз один из плюсов изоляции – пандемия способствует сближению детей и родителей. Они могут узнать друг друга лучше, научиться чему-то новому, открыть таланты, о которых раньше и не подозревали.
 
- Когда нужно обращаться к специалистам, как понять, что рубеж того, когда ребенку может помочь только специалист, уже пройден?
- Когда, родители замечают, что ребенок слишком замкнут или его невозможно часами оторвать от гаджетов, они должны начать бить тревогу. Еще один тревожный симптом, если ребенок стал плохо спать, у него появились страхи. Кстати, в младшей группе детей страхи – это также симптом, который стал проявляться очень часто в последнее время. 
Также тревожными звоночками являются изменения эмоций: нет настроения, все время хочется спать или напротив чрезмерная деятельность, агрессия и враждебность. При появлении любого из этих симптомов, родителям следует обращаться к психологам, психиатрам. Делать это надо в самом начале появления симптомов, пока все не перешло в хронический процесс.
 
- У нас очень мало служб психологической помощи, есть «детская горячая линия» и, пожалуй, все. Как вы думаете, нужно ли расширять именно психологическую помощь детям в период пандемии?
 - Конечно, нужно создавать службы психологической помощи. Причем как для детей, так и для родителей. Я бы даже сказала, что в нынешних условиях - это первая необходимость. Тем более что объяснять решение проблемы надо и родителям и детям. Можно использовать опыт зарубежных коллег, внося свои нюансы, опираясь на особенности менталитета. Я уверена, что и психиатры, и психологи будут только рады помочь детям в решении их проблем.
 



Беседовала:
С.СУЛТАНГЫЗЫ


Другие новости

Лента новостей

Все новости

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA