Вашингтон и Тегеран выбирают Рим  

22:48 / 14.04.2025 Просмотров: 4695

США и Иран проведут следующий раунд переговоров по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы в Риме. Об этом сообщил глава МИД Нидерландов Каспар Вельдкамп по прибытии на плановое заседание министров иностранных дел стран Евросоюза в Люксембурге. 

По его словам, Нидерланды считают, что Иран не должен становиться государством, обладающим ядерным оружием. "Лучше всего, если мы сможем достичь этого путем переговоров, - подчеркнул Вельдкамп, выступая перед журналистами. - Эти переговоры сейчас ведутся. И они продолжатся". 

Министр добавил, что слухи о том, что переговоры пройдут в Нидерландах не соответствуют действительности. "Это будет не в Нидерландах, это будет в Риме", - сказал он. 

Напомним, что делегация иранских дипломатов во главе с министром иностранных дел страны Аббасом Аракчи 12 апреля утром прибыла в столицу Омана (город Маскат) для проведения непрямых переговоров с США. Иранская и американская команды поговорили с министром иностранных дел Омана Сайидом Бадром Хамадом Аль-Бусаиди, который передавал сообщения двум сторонам. Переговорщики общались более двух часов в столичном здании Министерства иностранных дел Омана. 

Позже Аракчи отметил, что переговоры прошли «в продуктивной, спокойной и позитивной атмосфере». Обе стороны согласились продолжить разговор. По словам министра, новая встреча может состояться уже в следующую субботу. Он добавил, что стороны «не хотят переговоров ради переговоров», а планируют прийти к конкретному соглашению в ближайшее время. 

Белый дом охарактеризовал переговоры как «очень позитивные и конструктивные», в то же время признав, что на повестке дня стоят «очень сложные» вопросы. «Прямая коммуникация спецпредставителя Уиткоффа стала шагом вперед на пути к достижению взаимовыгодного результата», — заявил Вашингтон. 

В США также подтвердили, что следующий раунд переговоров состоится 19 апреля. 

Американо-иранский политический диалог в Омане стал первым контактом Вашингтона и Тегерана после 2018 года. Напомним, что соглашение 2015 года между Ираном и крупными державами о сдерживании его ядерной программы в обмен на снятие с Тегерана международных санкций утратило силу в 2018 году после решения Трампа выйти из него. В результате Иран форсировал создание ядерного оружия, увеличил уровень обогащения урана до 60 процентов (который в рамках договора был ограничен 3,67 процента) и достиг почти 90-процентного порога, необходимого для создания атомной бомбы.

По словам иранского эксперта Алирезы Ардабили, непредсказуемость американского президента реально пугает власти ИРИ, которые готовы ради сохранения исламской системы и режима аятолл на любые шаги. «Трамп выдвинул довольно болезненные требования, дав Тегерану на окончательный ответ только 60 дней, - напомнил политолог. – При этом жестко проконтролировать американцы смогут только требование о прекращении ядерной программы. И на это Хаменеи и его окружение, скорее всего, пойдут. Они также могут не выполнить другие требования. К примеру, разоружить КСИР.

Стражники — это главная сила, на которой держится режим, и для муллократии оставить КСИР без оружия - просто немыслимо. А потому, скорее всего, будет имитация разоружения корпуса. Также не поддается проверке ликвидация арсенала баллистических ракет, спрятанных в сотнях, а может быть, в тысячах подземных бункеров. Хаменеи может согласиться и на прекращение вражды с Израилем, но на самом деле Тегеран никогда не откажется от борьбы с «мировым сионизмом», поскольку задача уничтожения Израиля является идеологической основой Исламской Республики.

Конечно, большой вопрос, смогут ли США и Иран договориться, но любые переговоры лучше эскалации напряженности в стратегически важном регионе Ближнего Востока. Хотя есть определенный парадокс в том, что в последние десятилетия именно напряженность на Ближнем Востоке была тем фактором, который напрямую влиял на цены на нефть. Все знали, что если вдруг начнется война, то эти цены вырастут. Сейчас ситуация все-таки изменилась. В первую очередь на рынке нефти появилось много новых игроков, те же США. Но имеет значение также, что Иран стал более уязвимым. У него уже нет прежних возможностей в регионе, которые были ранее, особенно после падения режима Башара Асада в Сирии, фактической гибели руководства «Хезболлах» и ослабления влияния этой организации, а от тех, которые остались, вроде Катаиб в Ираке или хуситов в Йемене, он добровольно оказывается. По сути, Тегеран не может продолжать свою прежнюю политику из-за отсутствия денег».

Из этого можно сделать вывод, что при заявленной готовности США действовать максимально решительно власти Ирана не стали рисковать. Возможно также, что они даже воспользовались сложившейся ситуацией, чтобы ослабить позиции радикалов в собственном руководстве. В любом случае очевидно, что, если прежняя стратегия не работает, Тегеран будет искать новую.

Р.ВЕЛИЕВ

Другие новости

Лента новостей

Все новости
15 апрель 2025

Самый читаемый

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA