США – Иран: место встречи изменить нельзя

21:28 / 05.02.2026 Просмотров: 706

Накануне министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи опроверг информацию о срыве переговоров с США. По его словам, встреча должна состояться в столице Омана — Маскате. Глава иранской дипломатии также выразил благодарность оманской стороне за содействие в организации переговорного процесса. "Я благодарен нашим оманским братьям за то, что они приняли все необходимые меры", — написал Арагчи в социальной сети.

Как стало известно, в ход событий вокруг переговоров вновь вмешались соседние с Ираном государства, в итоге договоренности были сохранены — переговорам быть. Лидеры как минимум девяти стран Ближнего Востока убедили президента США Дональда Трампа не отменять встречу в Омане. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух американских чиновников.

"Не менее девяти стран Ближнего Востока связались с Белым домом на самом высоком уровне, настоятельно призывая США не отменять встречу с Ираном в Омане", — пишет издание.

Ранее сообщалось, что запланированные на пятницу переговоры США и Ирана в Омане отменены. Вашингтон дал понять Тегерану, что не согласится на изменение места и формата встречи. При этом было заявлено: если Иран готов вернуться к первоначальным договоренностям, встреча может состояться уже на этой или следующей неделе. Спецпосланник президента США Стив Уиткофф и зять американского лидера Джаред Кушнер в прошлый четверг отправились в Катар, не встретившись с иранской стороной.

Тем не менее, переговоры 6 февраля в Маскате все же состоятся, что вселяет осторожную надежду на мир. По крайней мере появился шанс избежать большой войны между США и Ираном. 

Азербайджан, будучи соседом Ирана, также крайне заинтересован в том, чтобы все спорные вопросы между Вашингтоном и Тегераном решались исключительно за столом переговоров. 

Отмена переговоров из-за споров о месте их проведения выглядела бы, мягко говоря, странно. Насколько принципиален сам город? В этой связи остается неясным, почему Иран неожиданно отказался от Стамбула как возможной площадки, тем более что недавно Аббас Арагчи побывал с визитом в Турции.

Для Вашингтона, по сути, также не должно быть принципиальной разницы, где пройдет встреча: и Турция, и Оман являются союзниками США. 

Теперь ключевой вопрос — повестка переговоров и их реальный ход: удастся ли сторонам сблизить позиции? Радикальных заявлений звучит немало как со стороны США, так и со стороны Ирана.

Так, президент США Дональд Трамп заявил, что верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи следует всерьез беспокоиться в связи с текущей напряженностью. "Я бы сказал, что ему следует очень беспокоиться. Как вы знаете, они ведут с нами переговоры", — сказал Трамп в интервью телеканалу NBC.

Ранее американский лидер отметил, что США готовы пойти на жесткие меры, если Иран попытается восстановить ядерную программу. Вице-президент США Джей Ди Вэнс, в свою очередь, заявил, что Вашингтон не допустит ядерного прорыва Тегерана.

Со своей стороны, министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи ранее подчеркнул, что его страна даст решительный отпор в случае новой атаки. Одновременно катера Исламской Республики предпринимали попытки взять на абордаж американский танкер в Ормузском проливе. Словесная и военная эскалация, таким образом, остается крайне высокой.

Вместе с тем появились и позитивные, пусть пока не подтвержденные официально сигналы: Иран якобы готов закрыть или приостановить ядерную программу, чтобы избежать прямой войны с США. Как пишет The New York Times со ссылкой на источники, во время недавней встречи с президентом России Владимиром Путиным секретарь Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани передал послание Али Хаменеи о возможности передачи Москве обогащенного урана.

С одной стороны, в реальный отказ Ирана от ядерной программы верится с трудом. Это может быть очередной дипломатический маневр, характерный для Тегерана в периоды наивысшей угрозы. С другой, — нельзя не учитывать, что удары американской авиации летом прошлого года нанесли серьезный ущерб иранским ядерным объектам, и избежать новой атаки Иран будет стремиться любой ценой.

В настоящее время в районе Персидского залива, непосредственно у берегов Ирана, сосредоточена крупнейшая военно-морская группировка США во главе с авианосцем Abraham Lincoln. На его борту могут базироваться до 90 самолетов и вертолетов. В состав авианосной ударной группы входят также три эсминца, вооруженные в том числе крылатыми ракетами Tomahawk.

Кроме того, по данным открытых источников, США располагают в регионе восемью постоянными военными базами (крупнейшая — база "Аль-Удейд" в Катаре) и более чем десятком временных. Общая численность американского контингента оценивается в 40–50 тысяч человек.

Противостоять подобной военной мощи Иран объективно не в силах. В случае начала даже ограниченной военной операции под угрозой окажется не только ядерная программа страны, но и существующий политический строй.

Как сообщают источники, на закрытых совещаниях высокопоставленные иранские чиновники предупреждали верховного лидера, что общественный гнев после кровавого подавления протестов — самых масштабных со времен Исламской революции 1979 года — достиг опасного уровня. По их словам, страх больше не сдерживает людей, а внешнее давление, включая возможный удар США, может спровоцировать новую волну протестов и нанести режиму непоправимый ущерб.

В Тегеране также осознают, что в случае американской атаки реальной помощи со стороны союзников ожидать не приходится — пример Венесуэлы тому подтверждение.

Исходя из совокупности этих факторов, нельзя исключать, что Тегеран пойдет на уступки по ядерной программе.

А.МАМЕДОВ

Другие новости

Лента новостей

Все новости

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA