• Баку 12° C

    6.51 м/с

Вода уходит в никуда

20:10 / 26.08.2019 Просмотров: 16059

Государственные компании не спешат делиться своими финансовыми показателями. Особенно это относится к тем структурам, которые заняты в коммунальной отрасли. Многим ведь интересно, есть ли какой-нибудь толк от постоянных ремонтных работ дорог и дворов, которые спустя месяц-другой начинаются снова,  потому что пришлось перекопать совсем недавно уложенный асфальт, снять в очередной раз проложенные трубы и т.д. 
Интересно, сколько же они расходуют средств на то, чтобы ремонтировать одну и ту же трубу в течение целого года по несколько раз? Понимая такой интерес, коммунальные компании часто даже стремятся скрыть свои закупки. А уж тем более, когда узнаешь, что «Азерсу» потратил 300 тысяч манатов на бумагу – уже становится интересно, как вообще формируются их расходы?
Как раз «Азерсу» не желает делиться своими финансовыми показателями, структура откладывает этот момент как может. Но рано или поздно им все же приходится размещать финансовую отчетность. Что же мы узнаем из их данных? 
За 2018 год в качестве дополнительного капитала по завершенным инвестиционным проектам «Азерсу» получил из государственного бюджета 444,6 млн. манатов, а от международных финансовых институтов под государственные гарантии - еще 293,2 млн. манатов. Кстати, именно благодаря государству, у структур и обязательства значительно сократились, а в настоящее время составляют лишь около 700 млн. манатов (что, кстати, в сравнении с их оборотом, тоже немало). Иными словами, и тут традиция – перекладывание всего бремени расходов и обязательств на государство.
Теперь по поводу непосредственной деятельности «Азерсу». Совокупный доход от операционной деятельности в 2018 году составил 176,7 млн. манатов. Это больше показателя 2017 года на 11 млн. манатов. При этом возросли и расходы на себестоимость – с 85,7 до 92,9 млн. манатов. Вместе с тем структура получила 5 млн. манатов дохода за счет валютной разницы, и 26,3 млн. манатов иных доходов. В 2017 году соответствующие показатели были – 3 млн. убыток по валютным позициям и 83,8 млн. манатов других доходов. Почему так резко снизились иные доходы? Ответ очень прост: они вообще не получали каких-либо иных доходов, не считая разных грантов. К примеру, в 2017 году они получили 33,7 млн. манатов дохода за счет «возвращения» дебиторских долгов, которые были уже списаны, а еще 21,3 млн. манатов получили в качестве списания налоговых задолженностей (опять государство). А в 2018 году им списали долги перед Госфондом соцзащиты в размере 16,5 млн. манатов. Иными словами, эти доходы были лишь на бумаге. Поэтому лучше уж считать лишь их операционные доходы.
Но даже если не учитывать того, что амортизационные расходы, вышеуказанные доходы возникают лишь на бумаге, реальная ситуация оставляет желать лучшего. В 2018 году они хотя и снизили административные расходы с 31 до 22 млн. манатов, но этого было недостаточно. Расходы на продажу и распределение воды возросли с 66 до 76 млн. манатов. Как итог, у них сформировался фактический убыток в 18 млн. манатов, а в отчете убыток составил 480 млн. манатов (вместе с амортизацией и т.п.). Это конечно меньше показателя 2017 года (508 млн. манатов), но ничем не лучше.
Значительная часть расходов, кстати, никак не указывается в финансовой отчетности, так как они осуществляются в рамках государственных инвестиционных проектов. К примеру, согласно Государственному реестру закупок, мы знаем, что в прошлом году «Азерсу» выделил средства на обновление водопроводной системы в бакинских поселках – (например, в Мардакяне) и в регионах - Лерике, Бейлагане и т.д. В целом, состояние водной инфраструктуры остается удручающим. Уже который год кряду, статистика подтверждает одну и ту же цифру по потерям воды – 50-51%. То есть половина воды вовсе не доходит до потребителей.
Видимо так и должно быть, если «Азерсу» особо и не заботится о состоянии трубопроводов. К примеру, на безопасность они тратят 3,8 млн. манатов, а на ремонт инфраструктуры, которая даже в Баку, находится в заплатанном состоянии, они потратили 3,7 млн. манатов. Видимо, структуре особо не выгодно тратить на ремонт. К примеру, по штрафам они потратили 3,3 млн. манатов. Очевидно, когда данная сумма по штрафам превысит все мыслимые пределы, тогда «Азерсу» заинтересуется состоянием инфраструктуры.
Как итог - в настоящее время государство ежегодно выделяет 380-440 млн. манатов. В 2018 году они получили 431 млн. манатов, вместо запланированных 184,7 млн. манатов. Инвестиционные расходы в течение года возросли вдвое, с 184 до 366 млн. манатов. Мало того, они получили 29,5 млн. манатов субсидий и 35 млн. манатов из Резервного фонда. В 2019 году структура сократила расходы – из бюджета на инвестиционные проекты выделено 389,1 млн. манатов, на некие реформы 45 млн. манатов, и еще дополнительно 4 млн. манатов. Видимо, в течение года будут выделены средства и из Резервного фонда.
Фактически отсутствие всякого интереса к инфраструктуре, огромные коррупционные затраты привели к тому, что в настоящее время мы даже не можем воспользоваться своей водной инфраструктурой (это еще не говоря о системе мелиорации, где даже неизвестно, что происходит). На ее усовершенствование требуется чуть ли не миллиардов манатов, которые государство при всем желании не сможет выделить. И «Азерсу» пока может лишь наносить заплаты. Долго ли так будет продержаться?


Т.МАШАЛЛЫ


Другие новости

Лента новостей

Все новости
28 март 2024

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA