Вашингтон-Пекин: очередной виток напряженности

21:28 / 17.02.2021 Просмотров: 24287

Краеугольным камнем в деятельности 45-го президента США Дональда Трампа стало его противостояние с Китаем. Поэтому после победы Джо Байдена на президентских выборах в Америке многие задались вопросом: сохранится ли былая напряженность между Вашингтоном и Пекином? Долго ответа на этот вопрос ждать не пришлось. Выступая с первой речью по внешней политике, Байден расставил все акценты, заявив, что нынешнее американское правительство считает главным конкурентом Соединенных Штатов Китай и что США напрямую сталкиваются с вызовами для их безопасности, процветания и демократических ценностей со стороны наиболее серьезного противника - Китая. Более того, чуть позже госсекретарь США Энтони Блинкен признал (хотя и с некоторыми оговорками), что Трамп был прав, проявляя жесткость в отношении Поднебесной. 
Однако некоторые различия между Трампом и Баденом относительно давления на Китай еще проявятся. Если, к примеру, экс-глава Белого дома заострял свое внимание на противодействии Китаю сугубо в экономическом плане, раз за разом объявляя Поднебесной торговые войны, то нынешняя американская администрация расширит географию своих претензий к Пекину, в которой однозначно тема прав человека будет превалировать. Удивляться тут нечему. Ценности и права человека - это излюбленный конек американских демократов. А точнее, спекулируя и даже порой шантажируя этими основополагающими принципами, они стараются достичь своих геополитических задач. Справедливости ради скажем, что Трамп этим не грешил. Да и ему, если честно, права человека вообще были безразличны. 
В частности, бывший советник бывшего президента США по национальной безопасности Джон Болтон в своей книге писал, что в ходе личной встречи с китайским лидером Трамп одобрил политику Пекина в отношении «лагерей перевоспитания», куда власти отправляют мусульман-уйгуров. Стоит напомнить, что проблемы китайских уйгуров и дальше будут камнем преткновения в отношениях двух стран. То есть Вашингтон не упустит возможности использовать этот действительно сложный вопрос в геополитической схватке с Китаем. Немудрено, что при первом же контакте или встрече лидеров США и Китая, в каком бы формате они ни проходили, Джо Байден должен будет обязательно выложить на стол весь перечень требований к Китаю. Впрочем, этот момент уже настал.
Президент США Джо Байден заявил, что Китаю следует ожидать последствий на фоне ситуации с предполагаемыми нарушениями прав человека. Соответствующее заявление американский лидер сделал, выступая на встрече с общественностью в Милуоки (штат Висконсин). Ведущий поинтересовался у американского лидера, обсуждал ли он в ходе телефонного разговора с председателем КНР Си Цзиньпином ситуацию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Байден ответил на этот вопрос утвердительно, однако подчеркнул, что не планирует публично выступать с осуждением ситуации в Гонконге, СУАР и на Тайване. "Я планирую открыто дать понять, что мы намерены продолжать отстаивать права человека в ООН и в других организациях, которые имеют влияние на поведение Китая", - подчеркнул Байден. 
"Для Китая будут последствия, и [Си Цзиньпин] знает это", - указал глава Белого дома, отвечая на соответствующий вопрос ведущего. "Китай усердно старается стать мировым лидером. Чтобы удостоиться этого звания, чтобы они смогли это сделать, им необходимо заручиться доверием других стран, - продолжил Байден. - До тех пор, пока они участвуют в деятельности, нарушающей базовые права человека, им трудно будет достичь этого". 
В минувшую среду Байден в своем первом на посту президента США телефонном разговоре с председателем КНР Си Цзиньпином обсудил борьбу с распространением нового коронавируса, изменение климата и предотвращение распространения оружия в мире. Кроме того, Байден выразил обеспокоенность в связи с ситуацией в Гонконге, СУАР и на Тайване. Председатель КНР, согласно информации Центрального телевидения Китая, заявил, что конфронтация между двумя странами является катастрофой - как для них, так и для всего мира.
Несомненно, конфронтация между ядерными державами всегда может закончиться катастрофой для всего человечества. Об этом только вчера в статье «НАТО готовится к третьей мировой?» мы предупреждали. Но такое ощущение, как будто США своими неординарными политическими шагами умышлено провоцирует глобальный конфликт. И международное сообщество, как нам кажется, просто обязано дать оценку новому витку международной напряженности, инициированному вашингтонскими и брюссельскими ястребами. 
Что до фразы, пророненной Байденом - «Китай усердно старается стать мировым лидером», то она и является основным мотивом для ярого недовольства США действиями Китая. Нет, конечно, проблемы с правами человека в Китае и конкретно в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) действительно имеют место. И это не вчерашняя проблема, а потому время от времени она напоминает о себе на протяжении десятков лет. Другой вопрос, что нарушение прав человека в СУАР не имеет никакого отношения к американо-китайским связям. Права уйгуров в Китае по большому счету никогда не интересовали Белый дом, кто бы в нем ни восседал. Другое дело, что американцы использовали уйгурский вопрос в собственных геополитических целях и даже где-то, по примеру Тайваня, способствовали сепаратизму в этой китайской провинции. Как только Китай усиливался, эта тема становилась актуальной для правящей элиты США, для прессы этой страны и мирового сообщества.
Между тем в ООН американцы поднимают эту тему крайне редко. Сам факт экономического и геостратегического усиления Китая не дает покоя Вашингтону. Обеспечение прав мусульман-уйгуров, так скажем, для США - «дело десятое». Конечно, как уже отмечалось выше, американские демократы любят «козырять» этой тематикой. Если республиканцы добиваются поставленных задач на международной арене с помощью грубой и топорной силы, то демократы, как правило, наряду с военной составляющей задействуют и «мягкую силу», то есть дипломатическое воздействие на оппонента, что и включает в себя все эти сказки о демократических свободах, ценностях и правах человека. 
Эта тактика применяется не только против Китая, но и против другого геополитического конкурента США - России. Кстати, в вышеупомянутой речи Байден говорил, что Россия «тоже несет угрозу Соединенным Штатам». А «вой» по Навальному, который был поднят коллективным Западом, - это попытка оказать давление на Москву по внешнеполитическому спектру, как и в случае с уйгурским вопросом в Китае. Даже риторика угроз в адрес Москвы и Пекина, используемая Байденом, как под копирку – мол, для русских и китайцев будут последствия, и им придется «платить за свои действия». Вот тебе и демократия по-американски!
Но следует сказать, что при всей жесткости антикитайской риторики Байдена, он постарается избежать тарифных войн с Пекином, которые, как показал опыт, оказываются разрушительными прежде всего для самой американской экономики. Да и в целом, Запад, судя по всему, использовал почти все рычаги экономического давления на Россию и Китай, и эта санкционная политика полностью провалилась. 
Так что в отношении Москвы и Пекина правозащитная проблематика эксплуатируется сугубо ради одной цели - глобального сдерживания России и Китая. Но и здесь, как и в случае с экономическими ограничениями против вышеназванных стран, США на пороге фиаско.
Как не раз отмечало «НВ», под воздействием глобальных перемен в геополитике и соответственно появления в ней новых ключевых игроков времена доминирования Соединенных Штатов на международной арене уходят в прошлое, а Джо Байден даже при всем желании не в силах что-либо изменить.

А МАМЕДОВ

Другие новости

Лента новостей

Все новости
10 июль 2025

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA