Расходы на продовольствие растут – о чем говорят данные торгового оборота?

На фоне кризиса пандемии в Азербайджане падает оборот розничной торговли. Впрочем, удивительного здесь мало, поскольку карантин и общая ситуация в экономике отнюдь не способствуют росту потребления.
А теперь обратимся к цифрам. В январе-феврале этого года в розничной торговой сети потребителям продано товаров на сумму 6 млрд. манатов, в том числе продовольственных товаров, напитков и табачных изделий - на 3,2 млрд. манатов, непродовольственных товаров - на 2,8 млрд. манатов, информирует Госкомстат. Если сравнивать с отчетным временем минувшего года, оборот розничной торговли в реальном выражении уменьшился на 1,3%, в том числе по непродовольственным товарам - на 4,9%.
Однако в сегменте продовольственных товаров, напитков и табачных изделий наметился завидный рост на уровне 2%. Иными словами, население все больше экономит на товарах не первой необходимости, расходуя деньги преимущественно на еду. На это указывает и структура расходов. За отчетные месяцы аж 46,9% средств, потраченных покупателями на товары конечного потребления, пришлись на продовольствие, 6,3 % - напитки и табачные изделия.
Немногим более 6% денег было потрачено на текстильные изделия, одежду и обувь, 5,4% - на автомобильный бензин и дизельное топливо, 5,2% - на электротовары и мебель, 2,3% - на фармацевтические товары и медицинские принадлежности, 0,7% – на приобретение компьютеров, телекоммуникационного оборудования и печатной продукции, а 16,7% - на другие непродовольственные товары. Как видно, рост расходов на продовольствие компенсируется спадом в сегменте непродовольственных товаров, в том числе из-за существенного подорожания продуктов питания.
Ведь не секрет, что с начала года цены на первостепенные продукты потребительской корзины существенно повысились – подорожало жидкое рафинированное и сливочное масло, сахарный песок, мука, хлеб, яйца, крупы и пр. В целом же статистика явила повышения трат населения, а это в свою очередь обусловлено продовольственной инфляцией. И хотя статистика информирует, что в январе-феврале индекс потребительских цен составил 103,7% относительно отчетного периода минувшего года, по данным аналитиков, эти цифры не соответствуют действительности.
Пандемия коронавируса привела к рекордному подорожанию стоимости продовольствия в мире, а наш зависимый от импорта продовольственный рынок отреагировал на это соответственно. Кровид и запущенные на беспрецедентную мощность печатные станки центробанков разбудили проблему, которой мир не видел более 10 лет - резкий рост цен на продукты питания. Базовые продовольственные товары стремительно дорожают восемь месяцев подряд на фоне неурожаев, скупки в резервы азиатскими странами и притока спекулятивного капитала, толкающего рынки к новым высотам.
Индекс продовольственных цен ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) в январе 2021 года обновил 6-летний рекорд. Индикатор, отслеживающий 95 сырьевых товаров из пяти ключевых категорий, прибавил 4,3% за месяц и 11% в годовом выражении, коснувшись отметки 113,3 пункта - максимальной с июля 2014 года. «Этот рост обусловлен в первую очередь значительным повышением индексов цен на сахар, зерновые и растительные масла», - констатирует ФАО. Кроме того, по подсчетам местных экономистов, ситуация с подорожанием продовольствия в мире подогревается серьезным ростом налогов и пошлин внутри страны.
Импорт в нашей стране подорожал на 22,7%, и это одна из основных причин роста цен на внутреннем рынке, уверен экономист Неймат Алиев. Дополнительные расходы, говорит он, вызванные подорожанием импорта, превысили расходы на повышение зарплат, пенсий и социальных пособий, увеличенные указами главы государства на 1,4 млрд. манатов. При этом, подорожание на зарубежных рынках не единственная причина ценового витка внутри страны, говорит он. По словам эксперта, налоговая нагрузка в 2020 году выросла на 39%, или 1,1 млрд. манатов, а это в свою очередь привело к подорожанию импорта на 23%. Если сравнить налоги на каждый импортируемый товар в размере 1000 долларов, в позапрошлом году на долю налогов приходилось 321 манатов, а в минувшем году — 365 манатов.
Отсюда видно, в структуре роста оборота продовольствия в денежном выражении немалое значение возымел ценовой виток, особенно сильно проявившийся в первые месяцы этого года.
Другие новости

Fitch огласило прогноз по дефициту госбюджета Азербайджана в 2025 году

Золото на биржах торгуется выше $3300

Азербайджанская нефть подешевела

Баку и Ташкент обсудили увеличение товарооборота и реализацию совместных проектов

Китай запустил новый грузовой маршрут в Европу через Азербайджан
