АДИЛЯ АЛИЕВА: «АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ МУЗЫКА ПРОСТО НЕ МОЖЕТ НЕ НРАВИТЬСЯ»

Многие наши соотечественники сумели продвинуться по карьерной лестнице на чужбине, добились профессионального успеха, внесли вклад в развитие науки, культуры и даже в политику  стран проживания. Сегодня мы публикуем беседу с талантливой азербайджанкой. Знакомьтесь: Адиля Алиева — видный представитель азербайджанской диаспоры во Франции, заслуженная артистка Азербайджана, профессор, доктор музыкального исполнительства, музыку в исполнении которой можно услышать в эфире более двухсот радиостанций, передающих классику по всему миру.
Адиля Алиева родилась в Баку, с отличием окончила Бакинскую музыкальную школу имени Бюльбюля и Московскую консерваторию имени П.И.Чайковского, включая аспирантуру. Алиева уже больше 25 лет проживает во Франции. За это время она успела изучить четыре иностранных языка, покорить европейского слушателя, возглавить Высшую международную музыкальную академию и по инициативе правительства Франции организовать Международный конкурс пианистов, носящий ее имя, который проводится с 1998 года с участием именитых музыкантов, в том числе и из Азербайджана. Выступала с концертами в более 50 странах мира, выпустила свыше 30 дисков, пропагандируя национальную и мировую классическую музыку.
Швейцарские кинематографисты сняли о ней документальный фильм «Жить музыкой», который был показан на многих международных фестивалях и был отмечен наградами.
О ней лестно отзываются лучшие музыкальные критики и всемирно известные музыканты. Канцлер Института Франции, президент Французской академии изящных искусств Марсель Ландовский посвятил Адиле Алиевой свое произведение и следующие строки: «Вы — один из величайших пианистов нашего столетия, и я уверен – последующего».

— Быть пианисткой – это осознанный выбор или стечение обстоятельств?
— Я родилась и выросла в центре Баку в доме нефтяников, где и прошло мое детство вместе с братом Надиром, пианистом и художником. Думаю, стать музыкантом было моим призванием. Это был мой осознанный выбор, ну, а родители всегда нас с братом поддерживали. Я выросла в семье, где искусство, культура и особенно музыка являлись и мечтой, и отдыхом, и планами на будущее, и надеждами. 
Мой отец Сейфулла Алиев, из семьи сеидов Шемахи, обожал музыку, народную и классическую, имел потомственный абсолютный слух, который передал и нам. Он был крупным руководителем трестов, заводов, имел много правительственных наград и международных патентов за свои изобретения. Мама — Нина Константиновна Алиева-Худякова, дочь графа Константина Николаевича Худякова, военного хирурга, учившегося в Бельгии, после революции оставленного в живых из-за своего медицинского образования и сосланного в качестве врача в Нагорный Карабах. Они оба очень любили музыку и мечтали, чтобы их дети стали музыкантами. 

— Как получилось, что Вы оказались в Швейцарии и впоследствии остались жить в Женеве, и насколько быстро Вам удалось адаптироваться в новой стране?
— Дело в том, что к тому моменту я была состоявшимся музыкантом и много гастролировала по миру. Тот, кто играет на рояле и пробивается через все тернии, испытания судьбы и постоянно преодолевает сложности, гораздо легче адаптируется к новым условиям. Вообще, профессия музыканта дисциплинирует индивида. К тому же я - человек, привыкший к жесткой конкуренции, борец поневоле, поэтому такие сложности меня не пугают. Конкуренция для меня — это своего рода стимул, чтобы показать свои способности и умения. В мире много хороших композиторов, интересных сочинений, которые хочется сыграть, что также мотивирует тебя показать себя. К тому же, в Баку я училась на трех факультетах: фортепианном, теоретическом и композиторском. Мне преподавали замечательные учителя, поэтому у меня сформировалась очень хорошая база, прочность которой я осознала в будущем.
После гастролей в Женеве начался новый этап нашей жизни. К счастью, музыка является универсальным языком, но для общения и работы нужно было подучиться. Мне было необходимо выучить иностранные языки, на которых я сегодня свободно общаюсь. Расширив границы познания, я получила возможность прикоснуться к великой мировой культуре, литературе, поэзии. Меня всегда притягивала французская музыка, литература, живопись.

— В одном из своих интервью Вы сказали, что для Вас Гара Гараев — это целая эпоха, светлый человек и талантливейший композитор, образец скромности в величии, простоты и гениальности. Почему Вы выделяете именно этого композитора?
— Гара Абульфазович был гениальным музыкантом и композитором, Человеком с большой буквы во всех аспектах. Мы часто общались. Он слушал мою игру, когда я исполняла его произведения, а также сочинения других композиторов. Наше общение продолжилось в Москве, причем я была студенткой, а он к тому времени признанным Мэтром. Гара Гараев часто давал мне творческие советы, подсказывал, делился своим мнением и мыслями. Это касалось не только творчества, но и жизни. Приятно, когда человек, находящийся на вершине своего дела, делится своими знаниями, опытом и советами с молодыми ребятами, что очень важно для молодежи. Мне очень помогли советы Гара Абульфазовича, как в творчестве, так и в жизни.


— Расскажите о Вашей дружбе с гениальным Вагифом Мустафазаде, чьи произведения Вы всегда исполняете и записываете.
— Вагиф был замечательным человеком и настоящим самородком, гениальным музыкантом, который преждевременно покинул этот мир. Он жил в доме напротив. Однажды Вагиф сказал, что написал концерт и попросил меня его исполнить. Я с радостью согласилась. Вагифу было интересно послушать мнение профессионального музыканта. Этот концерт Вагифа Мустафазаде я часто исполняю и записываю с лучшими оркестрами, в том числе для EMI CLASSICS и радио многих стран: Англии, Португалии, Финляндии и т.д. Думаю, таким образом Вагиф продолжает жить в сердцах миллионов слушателей по всему миру. Сегодня его нет с нами, но у нас осталась его великолепная музыка, которая продолжает восхищать и радовать слушателей в самых разных уголках света. 

— Маэстро даже посвятил Вам три пьесы — «Для Адилии», о которых Вы узнали после трагической кончины музыканта…
— Да, это случилось после смерти Вагифа. Найти эти произведения было очень трогательно. Они для меня многое значат. Это знак нашей дружбы. При возможности стараюсь исполнять и записывать эти замечательные пьесы.

— Практически в каждое свое выступление Вы включаете произведения азербайджанских авторов…
— Вы правы! Скажу больше, популяризация азербайджанской музыки и культуры приносит мне большое удовольствие и удовлетворение. Традиционно в программу я включаю произведения композиторов со всего мира, и конечно, сочинения наших мастеров, которые всегда вызывают большой восторг и овации. Понимаете, наша музыка просто не может не нравиться, поэтому она с таким удовольствием воспринимается во всем мире. В свои концерты я стараюсь включать произведения, как именитых, так и молодых азербайджанских композиторов. А если говорить про записи, в частности, на радиостанциях, то организаторы отдают предпочтение ранее незаписанным произведениям, новинкам, поэтому сочинения молодых авторов в этом случае наиболее актуальны, и это касается музыкальных произведений самых разных народов. 
А если говорить о программе моего конкурса, то я включала в него произведение Арифа Меликова, Фараджа Гараева, Франгиз Ализаде, Джавдета Гаджиева и других азербайджанских композиторов.

— Международный конкурс пианистов во Франции и Женеве имени Адили Алиевой уже проводится достаточно долго. Расскажите о результатах конкурса текущего года, в частности, как выступили наши азербайджанские пианисты? 
— Количество конкурсантов увеличивается из года в год, что очень радует. На конкурс поступило 296 заявок, из которых были отобраны 26 участников в разных возрастных категориях. Жюри осталось довольно выступлением молодых музыкантов. Если говорить об азербайджанских конкурсантах, то они произвели приятное впечатление. У нас есть таланты, которым необходимо работать и заниматься, ведь у них есть все шансы, чтобы стать исполнителями мирового уровня. Не могу не отметить то, что прошлогодний конкурс был посвящен 100-летию со дня провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Мероприятие прошло на высочайшем уровне. Было много участников и гостей со всего мира.
В этой связи хочу отметить, что средства на проведение конкурса выделяют Франция, Швейцария и Азербайджан. Фонд Гейдара Алиева во главе с первым Вице-президентом страны Мехрибан ханум Алиевой оказывает материальную и партнерскую поддержку моему конкурсу, за что я бесконечно благодарна. Не остается в стороне и наша диаспора, которая также оказывает поддержку и проявляет внимание.

— Как часто Вы приезжаете в Азербайджан?
— Мне очень нравится приезжать на Родину, встречаться с друзьями и знакомыми, гулять по улицам родного города и посещать культурные мероприятия.

— Как Вам удается совмещать активную концертную деятельность с преподавательской?
— Я очень часто даю мастер-классы. Все дело в том, что мне нравится не только заниматься своей концертной деятельностью, но и обучать молодое поколение, делиться с ними опытом, открывать для них новые горизонты. К примеру, меня несколько лет назад в Баку пригласило Министерство образования Азербайджана. Тогда собралось большое количество желающих принять участие в мастер-классе, что меня порадовало. Со многими ребятами, посетившими тогдашний мастер-класс, мы общаемся и сегодня. Они спрашивают, получают практические советы, рекомендации. При желании и с Божью помощью можно успевать все. Вообще, в программу Международного конкурса пианистов имени Адили Алиевой мы планируем добавить ансамблевую музыку, то есть инструменталистов без ограничения возраста. Естественно, перед конкурсом мы проведем мастер-классы, которые уже становятся хорошей традицией для мероприятий подобного характера.


— Адиля ханум, за свою успешную карьеру Вы успели выступить на самых престижных музыкальных сценах мира, вместе с именитыми оркестрами и дирижерами. В чем источник Вашего вдохновения?
— Источник вдохновения – это музыка, без которой я не мыслю своей жизни. Конечно, порой становится сложно, но ты понимаешь, что любовь сильнее, и правильно говорят, что человек работает с удовольствием, когда он занимается любимым делом.

— Несколько советов азербайджанской молодежи от Адили Алиевой.
— Нужно заниматься, развиваться, самосовершенствоваться. Главное – никогда не останавливаться на достигнутом. Ведь стоит замешкаться, и начинаешь отставать от жизни, а современному человеку необходимо идти в ногу со временем и быть в курсе всех происходящих процессов. Очень важно обращаться за советами к педагогам и мастерам, обладающим бесценным опытом, способным дать ценные советы, рекомендации, напутствие.
Музыкант развивается и учится всю жизнь. Опыта никогда не бывает много, а навыки всегда нуждаются в обновлении. 

.