• Баку 16° C

    3.49 м/с

Нефть – источник жизни: к чему приведет дефицит в бюджете фонда будущих поколений? 

21:26 / 15.09.2020 Просмотров: 17368

Цены на главный экспортный ресурс нашей страны – нефть, все еще отличаются сильной волатильностью. А перспективы «черного золота», на взгляд аналитиков международного рейтингового агентства Fitch Ratings, - не самые радужные. 
Агентство пересмотрело с понижением долгосрочные прогнозы цен на нефть Brent и WTI, причем новые прогнозы учитывают такие факторы, как наличие существенного объема недоиспользованных производственных мощностей, затягивание периода сохранения высоких запасов нефти из-за пандемии коронавируса, а также снижение себестоимости добычи и долгосрочную трансформацию энергетического сектора, отмечают эксперты Fitch.
Нефть – источник жизни нашей экономики, вновь теряет позиции в прогнозах экспертов. Ожидания стоимости Brent на 2022 год понижены до $50 за баррель с $53 за баррель, а прогноз на долгосрочную перспективу - до $53 с $55. Но даже эти цифры после минимальных отметок кажутся нам заманчивыми. Вот только цены на нефть выросли от минимумов, зафиксированных ранее в этом году, больше, чем ожидалось, «благодаря решительному сокращению добычи странами ОПЕК+, смягчению карантинных мер и восстановлению экономической активности», отмечают в Fitch. В то же время прогноз средней стоимости нефти Brent на 2020 год повышен до $41 за баррель с $35 за баррель, на 2021 - оставлен на уровне $45 за баррель. Кроме того, впервые опубликован прогноз на 2023 год - $53 за баррель.
Падение нефти приводит к росту дефицита в бюджете Государственного нефтяного фонда, наводя на мысли об устойчивости национальной валюты. Из-за падения цены нефти в пересмотренном бюджете Государственного нефтяного фонда образовалось существенное отрицательное сальдо на уровне 4 млрд. 607 млн. 16,9 тыс. манатов. Доходы бюджета фонда понижены с 12 млрд. 384 млн. 088,2 тыс. манатов до 7 млрд. 832 млн. 893,4 тыс. манатов, а расходы возросли с 11 млрд. 589 млн. 910,3 тыс. манатов до 12 млрд. 439 млн. 910,3 тыс. манатов. Согласно прогнозам, на следующий финансовый год дефицит в бюджете ГНФАР увеличится аж до 6 млрд. 487 млн. 600 тыс. манатов, что на 40,8% больше, чем годом ранее. В наступающем году доходы бюджета ГНФАР составят лишь 5 млрд. 932 млн. 900 тыс. манатов, а расходы — 12 млрд. 420 млн. 500 тыс. манатов.
В любом случае бюджет нефтяного фонда по доходной части – это всегда прогноз, который зависит от цены нефти. Его расходная часть понятна, что же касается доходной части, по мнению отечественных экспертов, в следующем году цена нефти будет выше предусмотренных в бюджете ГНФАР 35 долларов, но все же бюджет Госнефтефонда сохранит отрицательное сальдо, особенно в текущем году. Отрицательная разница между доходами и расходами суверенного фонда приближает страну к девальвации, но ситуация пока не столь критическая, учитывая активы ГНФАР. 
Ведь если верить цифрам самого фонда, активов у этой структуры больше 43 млрд. долларов. Надо сказать, что с учетом этих средств дефицит на сумму 4,6 млрд. манатов в текущем и на 6,5 млрд. манатов в следующем году – в совокупности 10,5 млрд. манатов не критическая для ГНФАР сумма. Даже потеряв эти средства, фонд сохранит львиную долю своих резервов. В этом смысле при желании правительство может продолжить укреплять нацвалюту. Но здесь немало нюансов, о которых на официальном уровне не принято говорить. Известно, что часть резервов суверенного фонда в дешевеющей недвижимости, а также прочих активах, которые тоже достаточно волатильны. С этой точки зрения, полностью полагаться на данные о резервах ГНФАР все же не стоит, считают финансисты. Но есть и другая сторона вопроса - подкошенный пандемией ненефтяной сектор экономики не сможет оправдать ожиданий по доходным статьям бюджета. Скорее всего, поступления в госказну по неуглеводородным статьям понизятся, и эту недостачу придется корректировать за счет Нефтяного фонда. А значит, резервы ГНФАР будут таять.
А при таком раскладе государство, конечно же, не может себе позволить расходовать остающиеся резервы бесконечно долго на поддержание курса, однако в условиях карантина девальвация вряд ли возможна. 


Т.САМОЙЛОВА


Другие новости

Лента новостей

Все новости

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA