• Баку 17° C

    8.43 м/с

Что сулит 2021 год для экономики Азербайджана?

22:00 / 13.01.2021 Просмотров: 16176

Сегодня многие дают весьма пессимистичные прогнозы на 2021 год. Мол, экономики многих стран мира просто не выдержат нагрузки. Что же ждет экономику Азербайджана?
Доктор экономических наук, профессор Эльшад Мамедов с большой долей вероятности прогнозирует, что 2021 год как для мировой, так и для азербайджанской экономики будет сложней, чем даже предыдущий. Это связано с целым рядом причин. Это и экономический кризис, в который мировая экономика все больше погружается, и непосредственно меры карантинных ограничений, которые, судя по всему, в 2021 году будут носить системный характер, и формирование новых реалий, при которых ни управлять, ни работать по старым рецептам будет просто неэффективно. По мнению Э.Мамедова, вместе с тем, надо иметь в виду, что экономический кризис — это, несомненно, и своего рода «окно возможностей», поскольку именно во времена кризисов, смен технологических и мирохозяйственных укладов страны получают возможности для выхода на опережающую траекторию роста, на длинные волны технико-экономического развития, предполагающие резкий прирост инновационно-инвестиционной активности.
«Особенно это применимо к странам, в которых есть потенциал для наращивания монетизации, то есть денежной массы, через которую возможно добиться значительного повышения объема инвестиций, а также имеющим потенциальные по компонентам расширенного воспроизводства, то есть по природным ресурсам, производственным мощностям, трудовым и интеллектуальным ресурсам. Наряду с вышеуказанным, важным моментом является также и наличие соответствующих рынков сбыта для продукции, которая будет производиться в прирастающей динамике. Объективный научно обоснованный экономический анализ показывает, что никаких объективных ограничений ни по одному из отмеченных выше направлений в экономике Азербайджана нет. По объему денежной массы надо отметить, что экономика страны крайне недомонетизирована, коэффициент монетизации в стране хронически находится в районе 20 процентов, что означает, что при правильном управлении кредитно-денежными потоками можно увеличивать количество денег в экономике в разы без риска неуправляемого всплеска инфляции», - отмечает экономист.
По факторам воспроизводства надо отметить, что имеющиеся производственные мощности сильно недозагружены, природные ресурсы приблизительно на 80 процентов экспортируются в форме сырья, благоприятная демографическая ситуация позволяет с уверенностью утверждать, что нет ограничений по трудовым ресурсам, что же касается интеллектуальных ресурсов, то надо иметь в виду фактор скрытой безработицы и того, что значительная часть трудовых ресурсов не занята в труде по специальности. «Более того, немало высококвалифицированных специалистов уезжают работать за пределы страны, что говорит о существовании проблемы «утечки умов» в Азербайджане, что, впрочем, стало за последние три десятилетия одной из важнейших проблем всего постсоветского пространства. Что же касается рынков сбыта, необходимо иметь в виду, что увеличение инвестиций, конечно же, должно привести к увеличению рабочих мест и повышению покупательной способности в стране. Кроме того, нужно отметить и наличие значительного потенциала импортозамещения в стране», - подчеркнул он.
К слову, адекватная политика в плане импортозамещения может открыть весьма неплохие перспективы.
«Естественно, в плане расширения рынков сбыта нельзя не упомянуть и перспективы неизбежной, на мой взгляд, евразийской экономической интеграции, которая является, как я считаю, безальтернативной, особенно учитывая фиаско доллароцентричной мировой глобализации, всеобщего разделения труда и получения определенных дивидендов для богатейших в плане природных ресурсов стран постсоветского пространства за счет валютной обеспеченности сырьевого экспорта. Думаю, все эти тренды и тенденции, безусловно, должны быть учтены с точки зрения управления национальной экономикой в начавшемся календарном году», - полагает профессор Эльшад Мамедов. 
Следует отметить, что принятый в самом конце прошедшего года государственный бюджет страны на 2021 год в этом контексте внушает определенный оптимизм. Самыми позитивными моментами республиканского бюджета на новый год, считаю, являются следующие: во-первых, отмечает Э.Мамедов, несмотря на известные экономические трудности, предполагается наращивание государственных расходов до свыше 28,5 млрд. манатов (приблизительно 16,8 млрд. долларов США), что, несомненно, важно для стимулирования деловой активности в стране. Вместе с тем показатели объема дефицита госбюджета далеки от критических, и в этом плане имеется существенный резерв для прироста; во-вторых, в стране приостанавливается действие так называемого «бюджетного правила», навязанного, как думается, Международным валютным фондом (МВФ) и прочими международными структурами и организациями, следование советам которых приводит, мягко говоря, к не совсем позитивным результатам в экономике большинства стран. По пресловутому «бюджетному правилу» так называемые «избыточные» для страны «нефтедоллары» направляются не на расходы в экономику страны в текущем формате, а аккумулируются в форме золотовалютных активов. Активы эти размещаются преимущественно далеко за пределами страны, они, как правило, мягко выражаясь, не очень высокодоходны и их оборот и дивидендная база в основном сосредоточены далеко за границей страны, что формирует благоприятную картину для основного мирового эмиссионного центра и близких ему структур. Поэтому, отмечает экономист, отказ от «бюджетного правила», является верным решением. «Хочется верить и надеяться, что это решение будет носить долгосрочный характер. Кроме того, заслуживает внимания увеличение расходов в бюджете на 2021 год на оборону и национальную безопасность, что понятно в контексте проведения в прошлом году в стране широкомасштабной военной операции по освобождению оккупированных территорий и необходимости восстановления в частности военной инфраструктуры. Наряду с этим следует указать, что на восстановление освобожденных от оккупации территорий в госбюджете 2021 года предусмотрено выделение 2,2 млрд. манатов (приблизительно 1,3 млрд. долларов США), хотя думаю, эти цифры скорее всего будут скорректированы в сторону увеличения. Также хочется отметить, что в бюджете предусмотрены дополнительные выплаты медикам в рамках борьбы с COVID-19, что также нельзя не приветствовать», - отметил профессор.
«Что же касается того, насколько бюджетный процесс в стране в будущем будет способствовать целям выхода страны на опережающий экономический рост, то многое, на мой взгляд, в ближайшие годы будет зависеть от политики управления бюджетным дефицитом. Если дефицит бюджета будет покрываться за счет внешних заимствований либо за счет стягивания ресурсов из внутреннего рынка, то есть потенциальных инвестиций, думаю, особого эффекта ожидать не стоит. Если же дефицит будет покрываться за счет целевой эмиссии Центрального банка, то, думаю, применяя и другие эффективные, передовые механизмы и методы управления технико-экономическим развитием, учитывая все вышеизложенные потенциальные возможности экономики страны и региона, Азербайджан имеет все основания, предпосылки и возможности для выхода на устойчивую опережающую траекторию экономического развития с приростом экономики не менее 7 процентов в год. В этой связи уместным будет упомянуть, что президент страны Ильхам Алиев поставил перед правительством и Центральным банком страны задачу выхода на опережающий по сравнению с мировой экономикой рост», - сказал Эльшад Мамедов.
Судя по приведенному выше анализу, можно с уверенностью утверждать, что при адекватной политике экономического управления, опирающейся на стратегическое планирование и управление развитием экономики, достижение этих результатов представляется вполне реалистичным.


С.СУЛТАНГЫЗЫ


Другие новости

Лента новостей

Все новости
19 апрель 2024

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA