• Баку 12° C

    6.51 м/с

Бахаддин Хазиев: «Журналист должен осознавать ответственность перед законом и обществом»

16:16 / 27.04.2020 Просмотров: 32844

Бахаддин Хазиев – один из самых известных азербайджанских журналистов наших дней. Его профессиональный путь начался уже давно, работал и печатался он в самых разных изданиях, но последние 15 лет он является главным редактором газеты «Бизим йол» («Наш путь»). 28 апреля Б.Хазиев будет отмечать свой 55-летний юбилей и накануне этой даты «Новое Время» побеседовало с известным журналистом о том, что сегодня происходит с азербайджанскими СМИ, нужна ли нам цензура и чего не хватает отечественной журналистике.

- Расскажите о том, почему вы выбрали журналистику в качестве своей профессии, как начинался ваш путь журналиста?
- То, что журналистика станет моей профессией, я понял, учась в 7-8-м классе средней школы. Интерес к этой профессии вызвали периодические издания, которые я тогда читал и на которые был подписан. Мое детство и ранняя юность пришлись на время Советского Союза. Хотя моя семья жила в деревне, в то время, наряду с республиканской прессой, мы также были подписаны на всесоюзные газеты, выпускаемые в Москве, такие как «Известия», «Литературная газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и журнал «Вокруг света». Как раз в то же период, примерно в 7-8-м классах мои статьи уже публиковались в местной газете «Араз», издававшейся в Физули. После прохождения военной службы, в университетские годы мои заметки и статьи уже публиковались в республиканской прессе. Первой газетой, к которой я обратился, была «Молодежь Азербайджана», редактором которой был ныне уже покойный великий азербайджанский журналист Наджаф Наджафов. Затем мои материалы публиковались в «Бакинском рабочем». В 1989 году я начал работать в журнале «Хазар», издававшемся на русском языке, который был основан «Азербайджанским центром литературного перевода и литературных связей». Я был одним из первых корреспондентов в созданном тогда агентстве «Туран». Одновременно я сотрудничал с газетой «Азадлыг». В марте 1991 года я официально присоединился к коллективу газеты «Азадлыг». В последующие годы я создал еженедельник под названием «Чагх». Несколько лет я работал корреспондентом и комментатором на радио «Свобода». В декабре 2005 года я стал главным редактором газеты «Бизим йол».
 
- Печатная версия газеты «Бизим йол» перестала выходить после прекращения финансирования, трудно ли было полностью переключиться на электронный формат работы?
- Не с профессиональной точки зрения, поскольку уже в 2012 году у нас был интернет-сайт газеты, однако с психологической точки зрения это было очень сложно. Труднее всего было расстаться со своими читателями, которые привыкли к печатной версии газеты. Каждый раз, когда я встречаюсь с нашим известным поэтом Рамизом Ровшаном, он говорит: «Я читал газету «Бизим Йол» каждый день, тебе не следовало прекращать ее издание». Многие известные в нашем обществе люди, а также простые граждане - читатели, журналисты - высказали мне такое же мнение. Поначалу и редакция, и я получали много звонков и писем. У меня спрашивали, когда газета будет восстановлена, признаться, до сих пор некоторые читатели задают мне этот вопрос. Безусловно, это непросто слышать, и сей факт заставляет меня ощущать то, что читатели словно остались обделенными... Но я понимаю, что из-за финансовых проблем, продолжать печатать газету было бы невозможно. Что касается сегмента электронных СМИ, то он, конечно, сегодня очень актуален и соответствует требованиям времени. Мы постарались расширить нашу работу и в этой области. В частности, с использованием социальных сетей. Но, как бы то ни было, я всегда скучаю по печатной версии газеты. Связано это, наверное, и с тем, что лучшие годы моей личной и творческой жизни связаны именно с газетной журналистикой. Это не просто ностальгия, или моя сентиментальность, я по сей день убежден, что именно газеты являются настоящей творческой лабораторией профессиональной журналистики.
 
- В вашей жизни были очень непростые моменты, связанные с профессиональной деятельностью, возникали ли у вас мысли уйти навсегда из журналистики и что вас удержало от этого шага?
- Действительно, данный вопрос логичен, учитывая тот факт, что я, как журналист, пишущий в том числе о войне, был вовлечен в гущу всех сложных событий, происходивших в Азербайджане. Речь идет как о военных действиях в Нагорном Карабахе, так и о народных волнениях в Баку в 1990-х годах. Шесть раз меня привлекали к следствию в связи с моей профессиональной журналистской деятельностью. Долгое время я жил с мыслью о том, что мне грозит тюремное заключение.
Была даже попытка обвинить нас в разглашении государственной тайны (по статье, предусматривающей смертную казнь) по уголовному делу, возбужденному тогдашним Министерством национальной безопасности в 1993 году. В те годы в Азербайджане еще не была отменена смертная казнь. Однако каждый раз я доказывал собственную невиновность.
В 2006 году произошло покушение на меня, с целью физической расправы. В результате этого нападения я получил очень серьезные травмы, был госпитализирован. Фактически около 10 месяцев я находился в больнице. Это были самые тяжелые месяцы в моей жизни…Конечно, были времена, когда я думал уйти из журналистики. По большей части это было связано с моим беспокойством за мою семью и родственников. Тем не менее, я отбросил негативные мысли и продолжил свою работу.

- Героическое решение, после такого многие бы просто сломались психологически …
- Нет, я ни в коем случае не хочу представить себя героем. Это всего лишь наша работа. Журналистика – одна из самых опасных профессий во всем мире. Мы выбираем этот путь сами. Есть такая поговорка: «Кто сам упал, тот не должен плакать». На самом деле журналистика - это не только профессия, это образ жизни, судьба. Кроме того, когда я задумываюсь над тем, кем бы я еще мог работать, то понимаю, что кроме как быть журналистом, других профессий и профессиональных навыков я не приобрел.

- Сегодня в Азербайджане появилось огромное количество электронных СМИ, на ваш взгляд, это явление можно отнести к положительным или все же ничего хорошего в этом нет?
- Да, вы правы, для Азербайджана, с населением чуть более 10 миллионов человек, такое количество электронных средств массовой информации кажется избыточным.
Но было бы неправильно сокращать число СМИ за счет искусственного вмешательства, административных и прочих мер. Также неправильно сокращать количество СМИ в стране, не создав предварительно креативную, экономически независимую и коммерчески конкурентно способную среду для СМИ. Только создав все вышеперечисленные условия, появится механизм естественного отбора.
Имеются также еще нерешенные нюансы в законодательстве, касающиеся непосредственно средств массовой информации. С одной стороны, за последние 10-15 лет законодательно была ограничена деятельность независимых СМИ, но с другой, - были созданы электронные средства массовой информации, которые не регулируются законом вообще. К сожалению, сегодня немало тех, кто считает журналистику простым способом заработать деньги… При разработке новой медиа-политики ответственные за эти вопросы лица, законодатели и, конечно, опытные профессионалы от журналистики, должны подумать о таких регулятивных и стимулирующих механизмах, которые приведут к здоровой конкуренции среди медиа. На мой взгляд, необходимо проложить путь к структурированию СМИ в более крупных форматах, точнее, найти способ сделать это. Было бы целесообразно создать небольшое количество крупных и сильных СМИ, а не большое количество маленьких и слабых, как это происходит сегодня. Это не только обеспечит экономическую устойчивость СМИ, но и станет хорошим стимулом для оттачивания профессионализма в журналистской среде.
В последнее время нередко профессиональные журналисты в нашей стране просто остаются не у дел, они не могут найти места для профессиональной самореализации.
Многие профессионалы вообще ушли из журналистики: в лучшем случае они работают в таких околожурналистских областях, как пиар, реклама, перевод книг и т. д., в худшем оказываются в сферах, которые не имеют ничего общего с журналистикой. На их же место приходят случайные люди, на самом деле – это весьма серьезная проблема.

- В стране осталось очень мало печатных изданий - это тенденция, которая имеет место быть во всем мире в свете всеобщей компьютеризации, или печатные СМИ все же имеют право на жизнь и незаслуженно были задвинуты на задний план?
- Идеальный вариант здесь – это найти «золотую середину». С одной стороны, спрос на печатные СМИ на медиарынке должен быть четко и объективно определен, ну а предложение должно соответствовать спросу. Одним из самых больших недостатков на данный момент является система обязательной подписки. Я неоднократно выражал свои взгляды по этому вопросу, как лично, так и публично, лицам, определяющим политику СМИ. Представьте, что ту или иную госструктуру «сверху» инструктируют подписаться на весь тираж той или иной газеты. Тираж может составлять 5-7 тысяч экземпляров. О какой конкуренции, о какой рыночной морали здесь может идти речь?
То же самое касается рекламы в СМИ. Я думаю, что вновь созданные государственные структуры, ответственные за развитие СМИ, а также чиновники примут все эти нюансы во внимание.

- Как вы оцениваете современный уровень журналистики в Азербайджане, многие ее критикуют, считая, что профессионалов практически не осталось и все новые журналисты – случайные люди в профессии…
- В какой–то степени я уже ответил на этот вопрос, но повторюсь: да, ряды профессионалов в журналистике сокращаются. Люди, которые не имеют ничего общего с журналистикой, приходят в эту область, можно сказать, что никакого профессионального отбора. Сегодня многие почему-то считают, что могут стать журналистами или уже являются ими. Появился некий феномен, называемый гражданской журналистикой. Это реальность, с которой можно познакомиться на страницах социальных сетей. Но это не совсем журналистика, потому что речь идет о тех «авторах», у которых нет профессиональных навыков. Точно так же, как я не могу работать врачом без наличия медицинского образования и опыта, не должны заниматься журналистикой случайные люди в этой профессии. На самом деле профессионалы у нас есть, вся проблема в том, что зачастую местные СМИ не могут предложить им адекватные условия для работы.
Конечно, есть и такие журналисты, которые готовы работать за небольшие гонорары, заработные платы, но и уровень профессионализма у них зачастую не самый высокий.
Обычно основной доход средств массовой информации (а в электронных СМИ, вероятно, это вся прибыль) поступает от рекламы. Рекламный рынок Азербайджана очень маленький, кроме того, есть еще и монополия. Для сравнения скажу, что за один год казахстанские СМИ заработали 118 миллионов долларов дохода от рекламы. Это в 50 раз больше той суммы, что заработали СМИ в Азербайджане…
В средствах массовой информации, которые лишены такого источника дохода, как реклама, конечно, трудно обеспечить подходящие условия труда для высокопрофессиональных специалистов. Еще один момент: тот факт, что профессионалы уходят из журналистики в другие области, связан отсутствием творческой свободы для самовыражения. Больше всего страдают аналитики, публицисты и журналисты-расследователи. Сегодня у нас в СМИ отдают предпочтение так называемым флеш-новостям, что также категорически неправильно. По этой причине необходимо сохранить то небольшое количество печатных СМИ, что мы сегодня имеем.
 
- В одном из своих интервью вы отмечали, что на страницах своего издания вы готовы публиковать мнения и позиции всех политических сил и партий, изменилось ли что-то сегодня?
- Мы всегда старались давать возможность выразить разные позиции, мнения, в том числе и политические. Я думаю, что когда в стране сформируется нормальная политическая конкуренция, это обязательно будет отражено и в СМИ. Но здесь нужно очень четко понимать всю сложность ситуации: с одной стороны, необходимо обеспечить объективную, здоровую дискуссию, плюрализм, с другой стороны, СМИ запросто могут превратиться в некий инструмент чьих-то интриг, помощником в войне компроматов. Когда речь заходит об этом, мне на ум приходит одна западная шутка: «По вопросу о плюрализме двух мнений быть не может» (смеется). Вообще журналистика и политика взаимосвязаны, и здоровая профессиональная журналистика формируется в здоровой политической среде.
 
- Когда–то вы также входили в состав партии, но потом ушли из политики, заявив, что отныне будете заниматься только журналистикой, с тех пор не было ли сожалений по этому поводу и может ли так случиться, что вы вновь вернетесь в политику?
- Говорят, что если вы не занимаетесь политикой, политика будет заниматься вами. Однако, сказать по правде, факторы, которые подтолкнули меня к уходу из политики, никуда не исчезли. Когда я активно занимался жизнью партии, в которую входил, четко ощущал, что нахожусь между кузницей и наковальней, то есть между политикой и журналистикой. В какой-то момент я решил, что не очень-то полезен для политической жизни и решил полностью посвятить себя своей профессиональной журналистской деятельности. В любом случае время все расставит по местам и покажет, в чем я был прав, в чем ошибался…
 
- Если сравнивать уровень азербайджанской журналистики в начале вашей карьеры журналиста и сегодня, какие основные отличия вы видите, это положительные или отрицательные изменения?
- Я бы не стал проводить доскональный сравнительный анализ СМИ того времени и нынешнего, но какие-то нюансы выделить можно. К примеру, в то время не было электронных СМИ, социальных сетей. Тогда было время печатных СМИ, телевидения и радио. В печатных СМИ того времени была творческая свобода, была профессиональная солидарность. Тогда существовал газетный рынок, было много людей, любящих читать газеты. Теперь же граждане получают информацию с сайтов, есть социальные сети…Вообще у каждого этапа времени, жизни есть свои плюсы и минусы.
 
- Чего, на ваш взгляд, не хватает отечественной журналистике?
- Свободы, свободы и еще раз свободы! Ну и, конечно же, ресурсов. Но путь к большим ресурсам также проходит через творческую свободу. Когда творческая свобода сочетается с ресурсной базой, возникает эффективная и профессиональная журналистика. У нас была возможность создать свою «Аль-Джазиру» на Кавказе, и у нас был профессиональный потенциал для этого. Это можно было сделано во время так называемого нефтяного «бума» и доходов, которые мы получали от добычи «черного золота». Я знаю многих наших журналистов, которые уехали из Азербайджана за границу и работают сегодня в Соединенных Штатах Америки, в России, Франции, Швеции, Германии и других странах. Они адаптировались и интегрировали в тамошние реалии СМИ. С помощью этих асов журналистики мы могли бы создать серьезные, крупные медиа-структуры. Такие медиа очень важны, ведь они гарант информационной безопасности страны. Мы этого не делали, либо не захотели, либо не смогли, в любом случае, результат получили один и тот же…

- Глядя на некоторые СМИ - как печатные так и телевизионные каналы - многим приходит на ум мысль о необходимости цензуры, что вы думаете по данному поводу, как провести границу между свободой слова и вседозволенностью?
 - Цензура не нужна, всего лишь необходимо соблюдать профессиональные стандарты. Недопустимый контент СМИ может также регулироваться публичным осуждением. Однако если тот или иной момент вступает в противоречие с законом, вопрос переходит к структурам медиации и судебным органам. При условии, что существует объективное посредничество и независимая судебная система. Но декриминализация СМИ также важна. Проект закона о диффамации разрабатывался давно, но никак не принимался. Безусловно, я против ареста журналистов в связи с их профессиональной деятельностью. Этот способ не работает. Через некоторое время эффект от угрозы ареста просто обесценивается.
Существуют разные механизмы воздействия до ареста. В частности, крайне важно нормальное функционирование Совета прессы. Также нам совсем не помешал бы институт медиа-омбудсмена. Всем ясно, что нельзя допускать ни произвол средств массовой информации, но и цензура не является выходом. Обе крайности ни к чему положительному не приведут. У нас есть свои идеи и предложения на этот счет. Журналист должен иметь возможность писать то, что он хочет, однако строго следуя профессиональным стандартам, а также осознавая весь груз ответственности, прежде всего, перед законом, ну и, конечно, перед обществом. Возможно, что звучит все это весьма просто, но на деле претворить все это в жизнь очень сложно. В формировании такой здоровой журналистской среды в нашем обществе необходима высокая воля и профессиональный подход.


Беседовала:
С.СУЛТАНГЫЗЫ


Другие новости

Лента новостей

Все новости
28 март 2024

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA