• Баку 13° C

    4.89 м/с

МНЕ СНИТСЯ РОДНОЕ СЕЛО

18:48 / 29.01.2020 Просмотров: 18587

Семья беженцев из Агдама: «До сих пор мы живем в здании медпункта бывшего пионерлагеря»
Сегодня с уверенностью можно сказать, что нагорно-карабахский конфликт стал для Азербайджана настоящей социальной катастрофой, которая, словно цунами, в одно мгновение сделала десятки тысяч семей беженцами в своей же стране. Многие из них на момент начала конфликта были молодыми, полными сил людьми, перспективными специалистами. Однако война лишила их всего…
Одной из таких семей была семья Рзаевых – Мудафия муаллим и Халида ханум являются беженцами из оккупированного Арменией Агдамского района. Их жизнь на родной агдамской земле была счастливой и беззаботной – любимая работа, семья, трое детей, огромный дом с большим садом, в котором росло много различных фруктовых деревьев. Особенно много там было деревьев со сладкой хурмой. Они представители сельской интеллигенции - он агроном, она - педагог.
Мудафия муаллим окончил сельскохозяйственный техникум, затем аграрный институт в Гяндже. Вернувшись в родное село Шелли, он ездил на работу в деревню Гияслы. На первых порах работал агрономом, затем его назначили председателем совхоза. По тем временам должность ответственная и в то же время почетная.
«Меня очень уважали односельчане, я был одним из ведущих специалистов по сельскому хозяйству в районе. Земля Агдама очень благодатная, много чего можно было выращивать. До оккупации в районе было развито виноградарство, хлопководство, животноводство и шелководство. У меня была хорошая заработная плата, получал я 300 советских рублей. Но все нажитое было потеряно в один момент», - со слезами на глазах рассказывает Мудафия муаллим.
Он вместе со своей семьей одним из последних покидал родные земли, когда армянские захватчики буквально наступали им на пятки.
«Мы до последнего не верили в то, что Агдам будет оккупирован. Когда мы были вынуждены покинуть насиженные места и бежать, бросив все имущество в родном доме, нам в след стреляли армяне. Их танки были видны невооруженным взглядом настолько близко к нам они подошли…Сначала мы приехали в Барду, там устроиться нам не удалось, решили попытать счастье в столице. Счастья мы не обрели и тут, но вот, с 1993 года прозябаем в бывшем медпункте детского пионерлагеря «Улдуз». Мне 80 лет, я очень болен, уже потерял надежду, что когда-нибудь перееду в нормальное жилье», - с горечью в голосе рассказал нам Мудафия муаллим.
Его супруга Халида ханум, все это время слушавшая своего супруга, не скрывая слез, добавила, что Мудафия муаллим недавно перенес инсульт, что привело к частичному параличу и потере чувствительности его ног.
«Раньше мне было легче, так как супруг сам мог вставать, передвигаться, сейчас же он без моей помощи не справляется», - говорит Х.Рзаева.
К слову, сама Халида ханум всю жизнь проработала учителем начальных классов, сначала в родном Агдаме, а потом уже в самом поселке для беженцев «Улдуз».
«Когда мы поселились в бывшем медпункте пионерлагеря, нужно было все тут переделывать. Крыша прохудилась, в окнах вместо стекол были картонки … мы отремонтировали тут все за свои деньги, к счастью, у нас были кое-какие накопления. Даже стены мы возвели новые, так как предыдущие дышали на ладан после землетрясения в двухтысячном году. Было опасно, мы боялись, что это строение рухнет. В итоге живем тут почти 30 лет. Раньше нам обещали, что скоро нас поселят в новый дом, но время шло, уже вся жизнь прошла, а квартиру мы так и не получили. Возможно, что сын получит, а мы… уже и не верится», - поделилась с нами Халида ханум.
По словам нашей собеседницы, несмотря на то, что от Агдама избирается 4 депутата, никто из них особо не интересовался проблемами и чаяниями беженцев из этого района. С таким же безразличным отношением эти люди сталкиваются и со стороны исполнительной власти района, а также других структур, имеющих непосредственное отношение к их ситуации.
«Мы живем на одну пенсию - муж получает всего 213 манатов, я 300 манатов с небольшим…денег не хватает, так как для поддержания жизни супруга каждые 3 месяца нужно проходить реабилитацию, которая стоит 480 манатов. Реабилитация включает массаж, каждый день к нам приходит массажистка, за один визит которой нужно платить 20 манатов. Кроме того, у мужа сахарный диабет, который развился на фоне стресса от переезда с родных мест. Я также диабетик…
Помощи никакой со стороны нет, а сам супруг очень гордый человек. Он никогда ни у кого ничего не просил. По приезду в Баку был вынужден подрабатывать частным извозом, ведь тут сельское хозяйство не развито, а кому в Баку нужен агроном?», - сетует Халида ханум.
По ее словам, когда у мужа случился инсульт, она была вынуждена взять кредит в банке в размере 2 тысячи манатов, который выплачивает до сих пор.
«У нас трое детей - две дочери и сын. Дочки вышли замуж и разъехались, мы живем вместе с семьей сына. Сын тоже вынужден заниматься частным извозом. Он инвалид, у него нет одной почки, тяжелая форма подагры», - поделилась с нами своей бедой Х.Рзаева.
Однако, несмотря на такую непростую судьбу, многочисленные проблемы, социальную неустроенность, эти люди не теряют надежды на то, что ситуация поменяется и свою жизнь они будут доживать в собственном, пусть небольшом доме, обязательно с большим садом.
Мудафия муаллим, прощаясь с нами, признался, что каждый день он видит во сне родное село в Агдаме и сотни фруктовых деревьев, которые он посадил своими руками.
«Наверное, эти деревья и сейчас растут там, правда плоды с них срывают оккупанты…Я хочу верить в то, что хотя бы мои внуки обязательно когда-нибудь вернутся в освобожденный Агдам и попробуют плоды той, самой сладкой хурмы в мире с деревьев, которые посадил их дед…».
P.S. Кандидат в депутаты от 118-го городского избирательного округа Агдама Муса Агаев встретился с этой семьей, внимательно выслушав их жалобы, решил обратиться в связи с удручающим положением людей в соответствующие инстанции. Будем надеяться, что на этот раз чиновники отреагируют, наконец, на этот острый сигнал и помогут людям, оказавшимся в трудной ситуации.


Сабина СУЛТАНГЫЗЫ


Другие новости

Лента новостей

Все новости
16 апрель 2024

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA