• Баку 11° C

    4.95 м/с

«Скрытая пандемия» насилия

18:18 / 02.12.2020 Просмотров: 11732

Освещение гендерных, семейных и демографических проблем

В Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, который отмечается в конце ноября. ЮНЭЙДС призвал остановить «скрытую пандемию» насилия в отношении женщин и девочек во всем их разнообразии — широко распространенное нарушение прав человека, затрагивающее треть женщин во всем мире как минимум один раз в жизни.
До начала пандемии COVID-19, согласно оценкам ЮНЭЙДС, 243 миллиона женщин и девочек в возрасте от 15 до 49 лет во всем мире подвергались сексуальному и (или) физическому насилию со стороны интимного партнера за последние 12 месяцев. Есть свидетельства, что пандемия COVID-19 привела к значительному увеличению числа случаев гендерного насилия почти во всех странах.
«Мы получаем все больше данных, подтверждающих, что COVID-19 по-разному влияет на мужчин и женщин, — заявила Винни Бьянима, исполнительный директор ЮНЭЙДС. — Карантин и запреты на перемещение, введенные во многих странах с целью воспрепятствовать распространению COVID-19; невозможность организовать оказание услуг, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем, и услуг для жертв насилия; ухудшение финансового положения женщин — все эти факторы осложняют жизнь женщинам и девочкам, сталкивающимся с нарушением своих прав, особенно в тех случаях, когда они оказываются заперты в собственном доме вместе с агрессором».
Еще одним следствием пандемии COVID-19 стало то, что девушки-подростки и молодые женщины часто вынужденно вступают в брак в раннем возрасте или становятся жертвами торговли людьми, не получают образования из-за закрытия школ и лишаются доступа к услугам комплексного полового просвещения и услугам, связанным с сексуальным и репродуктивным здоровьем, включая контрацепцию и аборты.
COVID-19 привел к росту уровня насилия в отношении женщин и усугублению существующего гендерного неравенства, увеличил риск заражения ВИЧ и уязвимость женщин к этому вирусу, сделал труднодоступными или недоступными услуги для жертв гендерного насилия, услуги, связанные с ВИЧ, и прочие услуги, связанные с сексуальным и репродуктивным здоровьем. Насилие в отношении женщин — один из главных факторов, повышающих риск заражения ВИЧ. Так, в регионах с высоким уровнем распространенности ВИЧ, например - в странах Африки к югу от Сахары, для женщин, подвергающихся насилию со стороны интимного партнера, вероятность заразиться на 50% выше. Для мужчин, прибегающих к насилию в отношении женщин, характерен более высокий риск наличия ВИЧ, и они реже используют презервативы, что еще больше повышает риск передачи ВИЧ.
Насилие или угроза насилия мешает многим женщинам и девочкам-подросткам, живущим с ВИЧ, раскрыть свой ВИЧ-статус партнерам, родственникам и медицинским работникам, а также затрудняет для женщин и девочек прохождение лечения от ВИЧ.
Гендерное насилие не позволяет женщинам и девочкам принимать взвешенные решения и ограничивает их права, связанные с сексуальным и репродуктивным здоровьем, включая право решать, как, когда и с кем вступать в половые отношения и вступать ли вообще, а также право на заботу о своем здоровье, получение услуг профилактики ВИЧ и продолжение лечения.
«Пандемия COVID-19 еще раз показала нам несостоятельность полумер и продемонстрировала отрицательные последствия нерешенного вопроса с насилием в отношении женщин, — добавила г-жа Бьянима. — Если мы действительно хотим достичь гендерного равенства и искоренить СПИД, то предотвращение гендерного насилия должно стать нашей приоритетной задачей на международном, национальном и местном уровнях».
К сожалению, в Азербайджане данная проблема также имеет место быть. Председатель общественного объединения «Чистый мир» Мехрибан Зейналова заявила «Новому Времени» о том, что с начала пандемии число случаев насилия в семье удвоилось, если не утроилось.
«Основная история, которую мы видим в обращениях к нам, заключается в том, что во время карантина семьи с финансовыми проблемами вынуждены целый день вместе оставаться дома, и отношения ухудшаются. Мужчина, который не может решить проблему, злится на женщину и вымещает вое зло путем насилия».По ее словам, что еще хуже, в то время как число случаев насилия в семье возрастает, ограничения на передвижение и правила социального дистанцирования затрудняют жертвам обращаться к ним в приют. Один из ведущих факторов роста насилия в семье можно приписать к повышенному страху, социальной изоляции и стрессу из-за количества времени, которое семьи должны были проводить вместе в карантине.
Некоторые семьи проводят этот период, поддерживая друг друга и укрепляя свои связи, тогда как в семьях с нерешенными проблемами вероятность физического насилия выше. 
Если в прошлом у человека уже были случаи физического насилия, если отношение к физическому насилию было неправильным заранее, если у него были расстройства контроля импульсивности, антисоциальные расстройства личности или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, с пандемией частота физического насилия в этих семьях возрастает.
Согласно отчетам Министерства внутренних дел Азербайджана, в 2019 году жертвами домашнего насилия стали 196 человек, а в первом квартале 2020 года - 54 человека.
По словам сотрудника Государственного комитета по проблемам семьи, женщин и детей Эльгюна Сафарова, несмотря на то, что число зарегистрированных случаев домашнего насилия за последние несколько месяцев «незначительно» увеличилось по сравнению с прошлым годом, власти Азербайджана относятся к проблеме серьезно.
В частности, он выделил новый онлайн–ресурс, который позволит семьям, имеющим доступ к интернету, получить бесплатную психологическую, а также юридическую помощь.
Он добавил, что, в соответствии с новым планом по предотвращению домашнего насилия, недавно принятым правительством Азербайджана, идет разработка дальнейших проектов, но они будут приняты только к концу года.
В то же время некоторые эксперты утверждают, что за время пандемии не было реализовано никакой существенной или всеобъемлющей программы помощи жертвам домашнего насилия.
Ни городские полицейские управления, ни больницы, ни Министерство социальной защиты не создали специальных горячих линий для решения проблем, с которыми сталкиваются женщины в период карантина, а также не были организованы службы неотложной помощи или другие меры для женщин, ставших жертвами насилия.
Кроме того, исходя из данных мониторингов, которые проводятся независимыми экспертами, можно сказать, что ни одно из решений, принятых в связи с периодом карантина в Азербайджане, и созданные фонды поддержки не распространяются на женщин из группы риска, женщин со специальными нуждами и т.д.
К сожалению, помимо домашнего насилия, необходимо признать и трудности, с которыми сталкиваются женщины из-за закрытия школ. Женщины выполняют 90% ежедневных домашних дел, включая уход за больными и престарелыми, уход за детьми…К сожалению, без санкционированной государством услуги ухода за детьми в течение дня женщины сталкиваются с «двойной» нагрузкой и все это негативным образом сказывается на их психологическом состоянии…


С.АЛИЕВА


Другие новости

Лента новостей

Все новости

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA