• Баку 22° C

    9.12 м/с

ХАРАССМЕНТ С ГЕНДЕРНЫМ УКЛОНОМ
 

18:18 / 06.07.2020 Просмотров: 15540

Сталкиваются ли женщины в Азербайджане с домогательством на рабочих местах?
 
Слово «харассмент» появилось в нашем лексиконе совсем недавно, хотя явление это существует с того момента, как появился тандем работодатель-подчиненный, точнее - подчиненная, так как в подавляющем большинстве случаев харассмент носит характер гендерного насилия на рабочем месте. В качестве жертвы харассмента чаще всего выступает именно женщина.
Согласно определению харассмент – это преступление, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица преследованием (телефонными звонками, письмами, слежкой и пр.), назойливым приставанием, домогательством. Совершается обычно с сексуальными мотивами…
Обычно такие преступления совершаются за закрытыми дверями рабочих кабинетов и огласке их обычно не придают. Однако в последнее время такие истории все чаще становятся достоянием общественности, в особенности в странах Запада.
Подобные истории все чаще стали «просачиваться» в СМИ. Все помнят обвинения, выдвинутые против всемирно известного певца Пласидо Доминго, или голливудского продюсера Харви Ванштейна. Десятки женщин, сталкивавшихся по работе с этими мужчинами, признались в том, что подверглись харассменту с их стороны.
После всех этих случаев возникло целое движение женщин, которые под хэштегом #MeToo рассказывали о том, через что им пришлось пройти, будучи подвергнутыми харассменту.
Что касается Азербайджана, то данный вид гендерного насилия имеет место быть и в нашей стране, однако у нас в большинстве случаев такие истории, как правило, не предаются огласке и остаются за закрытыми дверями рабочих кабинетов.
Но несколько лет тому назад одна история, связанная с обвинениями в домогательствах на рабочем месте, все же стала известна общественности. Тогда учительница школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья выдвинула против своего бывшего руководителя серьезные обвинения.
Так, бывший работник учебного заведения утверждала, что ее уволили за отказ принять непристойное предложение. В то же время, по словам директора, он ничего ей не предлагал.
Конечно, нельзя утверждать, что в этой истории все однозначно, ведь нужно признать, что иногда и женщины в своих корыстных целях могут что-то нафантазировать и приукрасить, хотя справедливости ради надо признать, что таких случаев гораздо меньше реальных эпизодов с харассментом… Насколько распространено явление харассмента в Азербайджане и становятся ли наши женщины жертвами домогательств на рабочем месте?
Согласно данным Государственного Комитета по проблемам семьи, женщин и детей, за год комитет сталкивается не более чем с одним- двумя случаями обращений женщин по поводу харассмента, при этом подобное происходит не каждый год.
Впрочем, Госкомитет не проводил специального исследования, посвященного этому вопросу. Тем не менее, вопросы относительно харассмента задавались в рамках других исследований, например, исследований, посвященных проблеме разводов в Азербайджане. Но надо сказать, что насильственная форма сексуального домогательства к женщинам на рабочих местах в Азербайджане скорее редкость, нежели распространенное явление.
Впрочем, надо сказать, что если женщина в нашей стране все же столкнулась с этим явлением и обратилась с жалобой в соответствующие структуры, то в 99% случаев вопрос решается в пользу жертвы. Одним словом, женщину восстанавливают на работе в случае незаконного увольнения, а также виновные лица обязательно понесут за это заслуженное наказание.
В то же время эксперты говорят о том, что статистики харассмента в Азербайджане не ведется, но это не означает, что случаев сексуальных домогательств на рабочих местах у нас нет. Безусловно, подобные случаи имеют место быть, но в отличие от стран Запада, о многих подобных случаях в нашем обществе предпочитают не распространяться. К сожалению, подобные преступления крайне сложно доказать, и жертвы попросту боятся, что не только не удастся наказать виновного, но еще и их самих могут выставить виноватыми.
Например, правозащитница Мехрибан Зейналова говорит о том, что в силу менталитета в Азербайджане даже жертвы изнасилования редко рискуют обратиться в правоохранительные органы, так о каком наказании за харассмет можно говорить вообще?
По ее словам, в Азербайджане за год фиксируется всего несколько десятков изнасилований, хотя в реальности подобных преступлений гораздо больше. И это невзирая на то, что изнасилование не сложно доказать, так как остаются следы преступления, совсем другое дело, когда мы говорим о харассменте.
Действительно, если отсутствуют свидетели преступления, которые готовы его подтвердить, то доказать его фактически невозможно.
Эксперты также говорят о том, что часто можно услышать мнение о том, что если женщина будет одеваться скромно, носить более закрытую одежду, данная мера спасет ее от приставаний. Однако это, безусловно, ошибочное мнение. Ведь если человек намерен совершить какое-то преступление, скромная одежда его точно не остановит. Об этом говорят случаи домогательств в таких консервативных странах, как Иран.
В то же время, конечно, поведение жертвы может играть определенную роль, но не в плане одежды. Многие жертвы уверены в том, что виновник выйдет сухим из воды, они боятся, что люди плохо о них подумают, начнут осуждать и сплетничать, что супруг (если женщина замужем) решит, что она вела себя неподобающим образом.
Кстати, правоохранительные органы не особо стремятся браться за такие дела, и не только потому что доказать факт харассмента непросто, но и потому что жертва может передумать и забрать заявление.
Между тем в Азербайджане до сих пор было немало случаев, когда молодые женщины совершали суицид при невыясненных обстоятельствах, и кто знает, возможно, именно сексуальные домогательства на работе, побуждали их совершить это.
Некоторые эксперты склонны утверждать, что представительницы слабого пола в нашей стране просто не готовы выносить случаи домогательства на всеобщее обозрение, потому им не остается ничего иного, как игнорировать намеки руководителя, а если домогательства носят уже неприкрытый характер, то обычно они пишут заявление об увольнении и просто начинают искать себе новую работу.
Кстати, 21 июня 2019 года на 108-ой сессии МОТ, приуроченной к столетнему юбилею организации, абсолютным большинством голосов была принята новая Конвенция №190 об искоренении насилия и домогательств в сфере труда, дополненная рекомендацией №206. Новый трудовой стандарт назвали историческим по своему значению и ожидаемым правовым последствиям. Конвенция стала первым международным договором, призванным положить конец насилию и домогательствам в сфере труда. Кроме того, это первая конвенция, принятая МОТ с 2011 года.
Отметим, что по данным Международной организации труда, до 50% работающих женщин в индустриальных странах являются жертвами сексуального домогательства. Цифры статистики могут быть занижены, потому что не все соглашаются сообщить о факте домогательства даже анонимно. Мало того, далеко не всегда эти жертвы обращаются в суд за защитой своих прав.


 С.СУЛТАНГЫЗЫ


Другие новости

Лента новостей

Все новости

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA