• Баку 12° C

    5.87 м/с

ЕСТЬ ЛИ НУЖДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕКЛАМНОМ АГЕНТСТВЕ?

18:48 / 26.12.2019 Просмотров: 23686

Несмотря на то, что через пару недель завершится 2019 год, государственные компании и структуры продолжают отчитываться о своей деятельности в 2018 году. Только за последние недели отчитывались «Азтелеком», «Бактелеком», «Азербайджанские железные дороги», Азербайджанское Государственное рекламное агентство и т.д. Видимо, в этих структурах перепутали начало года с его концом. 
Но нас больше всего заинтересовало рекламное агентство. Оно уже превратилось в особый надзорный орган государства. Если раньше предприниматели, владеющие мелкими магазинами или объектами общественного питания, боялись санэпидемстанции или пожарных, то сейчас они больше боятся рекламного агентства. Тем более последний видит свои функции не в регулировании или развитии отрасли, а именно в надзоре (в целом, у нас довольно модно создавать новые органы для надзора, хотя в принципе можно их и не создавать). 
Прежде чем перейти к финансовому отчету агентства, стоит отметить пару фактов о рекламной отрасли в 2018 году. Согласно официальным данным доходы отрасли составили 51,2 млн. манатов против 44,4 млн. в 2017 году. Иными словами, рост составил 15,2%. На разработку рекламы пришлось 12,4 млн., на ее размещение 18,4 млн. манатов и больше всего на ее распространение – 20,3 млн. манатов. В целом, для такой страны как Азербайджан – это довольно маленькие цифры. Совокупная стоимость заключенных контрактов в данной отрасли составило 40,2 млн. манатов. В результате видимо лишь деятельности агентства число заключенных контрактов возросло на 62% с 5,5 до 8,8 тыс. В остальном серьезных изменений не наблюдалось. Правда, стоит отметить несколько важных тенденций: газетная реклама упала до 100 манатов за год (довольно удивительная цифра), а реклама на телевидении возросла с 3,4 до 6,9 млн. (то есть в 2 раза). В Азербайджане почему-то предприниматели вдруг начали вкладывать в телевидение, а не интернет. Также заметный рост был зафиксирован в рекламе на общественном транспорте – с 1,9 до 2,6 млн. манатов (на 35%). Интересно то, что видимо сюда были отнесены лишь доходы Бакубас и Халиг Фаикоглу, так как согласно финансовой отчетности Бакинского метрополитена, они в 2018 году от рекламы заработали 2,8 млн. манатов. 
После странной статистики от Госкомстата, вернемся к рекламному агентству. Итак, согласно финансовой отчетности, совокупные активы агентства в 2018 году составили 6,8 млн. манатов, что больше показателя 2017 года в 3,7 раза. Основным активом компании являются (наряду с денежными средствами) автомобили. Согласно отчету, у них автомобилей на общую сумму в 1 068 тысяч манатов. Сверяя с реестром госзакупок, мы можем видеть, что они только в 2018 году купили 52 автомобиля на 1,8 млн. манатов (кстати, в 2019 году они купили еще более 40 автомобилей на 1,5 млн. манатов). Любой может спросить, зачем же рекламному агентству автомобили – если они получают пошлины за размещение рекламы? Выясняется, что с помощью автомобилей они, практически как полиция, разъезжают по городу и выписывают штрафы за превышение нормативов и многое другое. Видимо 92 автомобиля для рядового государственного агентства – это норма. Ввиду отсутствия какой-либо капитальной деятельности, соответственно у агентства отсутствуют обязательства, кроме как перед налоговыми структурами. Ввиду того, что агентство является публичным юридическим лицом, фактически получается так, что государство отдало определенную отрасль в распоряжение компании, которая выплачивает в государственный бюджет налог с прибыли. И кстати сказать, прибыль у них немаленькая.
Поступления по линии платежей за распространение рекламы составляет почти 12,5 млн. манатов (фактически на них приходится четверть рекламного рынка). От продажи рекламных носителей они получили еще 445 тысяч манатов. Иные доходы составили 318 тысяч манатов. Таким образом они заработали за 2018 год 13,3 млн. манатов (сколько заработали за 2017 год неизвестно, но нераспределенная прибыль по итогам года составила 766 тысяч манатов). 
Основные расходы же составляют заработные платы. Согласно финансовой отчетности, в целом на зарплаты и отчисления они потратили 6,8 млн. манатов. Правда, сколько приходится на одного работника непонятно. В структуре агентства 11 региональных отделений, а также две компании. Стоит предполагать, что по итогам 2018 года в агентстве работало 257 человек. Так как согласно данным Госкомстата, в сфере рекламы в организациях, находящихся в государственной собственности, работало 257 человек. При этом их средняя заработная плата составила 1326 манатов. В принципе, если разделить указанную цифру на 257 человек, мы получим 1791 манат. Видимо в зависимости от структурного подразделения (обычно в компании видимо более высокие ставки), и меняется зарплата. Но в целом, в рекламной отрасли лучше работать на государство. Там быстрее всего растет зарплата. В 2019 году несмотря на рост числа работников (до 302), зарплата тоже выросла до 1578 манатов. 
Иные операционные расходы составили 2,6 млн. манатов. Сюда, видимо, отнесено все остальное. В принципе, данные расходы отображены в реестре госзакупок (наверное, один из редких случаев, когда расходы госагентства совпадают с размещенными ею данными в госреестре). 
Как итог - они получили прибыль в 2,9 млн. манатов и чистую прибыль (то есть после вычета налога на прибыль) в 2 115 тыс. манатов. В итоге 15,8% прибыли. Что ж, довольно эффективный государственный орган, который не зависит в своей деятельности от бюджета (у них лишь 1 млн. от государства лежит в резервном фонде) и плюс ко всему в состоянии выплачивать чуть ли не по 2,5 тыс. манатов ежемесячной заработной платы (видимо у руководства они еще выше). Только все равно возникает один вопрос: их доходы – это доходы различных уровней местной власти (от муниципалитета до городской исполнительной власти), которые были им переданы для централизации управления. Плюс ко всему они закупают огромное число автомобилей для надзорной деятельности. Что мешало, вовсе не создавать отдельной структуры, а лишь утвердить нормальные регулятивные нормы для отрасли, и передать доходы муниципалитетам, которые итак ничего не зарабатывают. Зачем нужно было создавать еще отдельную бюрократическую структуру в 300 человек? Неужто у нас мало занятых в госсекторе?


Т.МАШАЛЛЫ


Другие новости

Лента новостей

Все новости

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA