Трамп в Давосе: Гренландия, давление на Европу и признаки слома миропорядка 

21:28 / 22.01.2026 Просмотров: 1568

Главной темой мировых СМИ стало бурное 80-минутное выступление президента США Дональда Трампа в Давосе. Чем же запомнилась речь главы американской администрации, произнесенная с трибуны Всемирного экономического форума в Швейцарии?

Безусловно, как и ожидалось, ключевой темой выступления стала Гренландия, даже несмотря на то, что сам Трамп говорил о ней не так уж долго. Впрочем, вся его аргументация свелась к одному тезису: США должны контролировать этот "кусок льда". Именно так президент США охарактеризовал Гренландию.

"Мы хотим получить этот кусок льда, а они нам его не дают", — резюмировал Трамп, рассуждая о будущем острова.

Впрочем, обо всем по порядку.

Трамп говорил о необходимости заключения сделки по Украине, вкладе США в функционирование НАТО, а также о многочисленных успехах своей администрации.

В Швейцарию Трамп прибыл позже запланированного времени из-за неисправности, обнаруженной на борту его самолета Air Force One. Вскоре после взлета лайнер был вынужден вернуться на базу Сент-Эндрюс, где президент и его команда пересели на другой самолет. Несмотря на инцидент, выступление Трампа на форуме началось вовремя.

Свою речь он начал с резкой критики предыдущей американской администрации. По словам Трампа, демократы серьезно ослабили США как экономически, так и на международной арене, однако ему и его команде удалось переломить ситуацию. "Наша экономика процветает", — заявил он.

Европейский континент, по мнению Трампа, напротив, выбрал ошибочный путь развития. "Я люблю Европу, я хочу, чтобы она процветала, но она движется в неправильном направлении", — подчеркнул президент США.

"Моя мать на 100% шотландка, а отец на 100% немец. Мы глубоко верим в те узы, которые связывают нас с Европой как цивилизацией", — добавил он.

После критики Европы Трамп перешел к главной теме своего выступления — претензиям США на Гренландию, входящую в состав Датского королевства. Как заявил президент, на острове "нет никаких следов" присутствия Дании, и только Соединенные Штаты способны должным образом защищать и развивать "этот гигантский кусок льда".

"Огромный, прекрасный кусок льда. Сложно даже назвать это сушей. Огромный кусок льда", — так Трамп описал Гренландию.

Он также заявил, что прежнее руководство США поступило глупо, когда после Второй мировой войны "вернуло" остров Копенгагену. "Я добиваюсь немедленных переговоров о приобретении Гренландии", — сказал Трамп, добавив, что в покупке территорий "нет ничего плохого". Он отметил, что США, по его мнению, могли бы получить желаемое и силовым путем, однако применять силу он не намерен.

"Единственное, о чем я сейчас прошу, — это Гренландия. Это маленькая просьба. Вы можете сказать "да", и мы будем вам очень благодарны, или вы можете сказать "нет", и мы это запомним", — заявил американский лидер.

Свою "просьбу" Трамп назвал незначительной по сравнению с тем, что США делают для НАТО. "Мы хотим получить кусок льда ради защиты мира, а они нам его не дают", — посетовал он. При этом в ходе выступления президент США несколько раз назвал Гренландию Исландией.

Как шутили пользователи соцсетей после этой оговорки, в Рейкьявике всерьез забеспокоились.

Однако совсем не до шуток было в Копенгагене и Нууке. Было очевидно, что 47-й президент США стоит на своем и не намерен менять подход к "гренландскому вопросу". Обещание Трампа не завоевывать остров силой вряд ли могло успокоить европейцев.

В частности, фраза президента — "Вы можете сказать "да", и мы будем вам очень благодарны, или вы можете сказать "нет", и мы это запомним" — прозвучала многозначительно и тревожно для многих в Европе. Тем более что всем хорошо известно, как быстро глава США способен менять свое мнение. В результате после выступления Трампа вопросов о будущем Гренландии стало не меньше, а больше.

Трамп продолжает настаивать на том, что Гренландия имеет ключевое значение для безопасности США. По его словам, расположение острова между Северной Америкой и Арктикой делает его идеальным для размещения систем раннего предупреждения о ракетных атаках и мониторинга судоходства. Он также утверждает, что в случае отказа США от контроля над островом туда придут Китай и Россия. При этом для многих аналитиков очевидно, что так называемая китайская или российская угроза Гренландии — не более чем миф, используемый для продвижения геополитических, коммерческих и личных амбиций Трампа.

Судя по всему, Гренландия, Дания, Европа и генеральный секретарь НАТО Марк Рютте все же дрогнули под давлением Вашингтона и пошли на определенные уступки. Во всяком случае, в ходе переговоров Дональда Трампа с главой альянса были достигнуты компромиссы по гренландскому вопросу. Накануне стали известны детали этих договоренностей.

Как сообщила газета The Telegraph со ссылкой на информированные источники, предполагаемая сделка по Гренландии не предусматривает ее продажи США. Вместо этого согласованные в Давосе рамки позволят Вашингтону получить суверенный контроль над военными базами в отдельных районах острова. По модели, аналогичной соглашению Великобритании с Кипром, эти базы будут считаться территорией США. Таким образом, Соединенные Штаты смогут проводить военные операции, разведку и обучение, а также способствовать местному развитию, включая потенциальную добычу редкоземельных металлов. Кроме того, начальники штабов обороны НАТО в Европе отложили планы военной миссии в Гренландию, чтобы дать политической напряженности время на спад.

Ранее Трамп заявил, что продуктивная встреча с Марком Рютте заложила основу для будущего соглашения по Гренландии и всему Арктическому региону. По итогам переговоров он также сообщил, что не станет вводить пошлины против восьми европейских стран, которые сопротивлялись присоединению Гренландии к США.

Можно ли считать гренландский вопрос исчерпанным? Ответа на этот вопрос пока нет.

Однако, бесспорно, форум в Давосе фактически зафиксировал разрушение старого мирового порядка. Миру необходима новая архитектура международной безопасности.

Речь премьер-министра Канады Марка Карни на Всемирном экономическом форуме в Давосе 20 января 2026 года, которую многие назвали исторической, служит тому подтверждением. В частности, Карни заявил, что мир находится "в процессе разрыва, а не перехода" ("We are in the midst of a rupture, not a transition") и призвал средние государства объединяться против экономического давления крупных стран. Он также подчеркнул, что "старый порядок уже не вернется, и мы не должны его оплакивать — ностальгия не является стратегией".

А.МАМЕДОВ

Другие новости

Лента новостей

Все новости

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA