Сможет ли Трамп остановить войну?
Главная дискуссия в мировых СМИ после победы Дональда Трампа строится вокруг того, получится ли у него остановить войну, найти какую-то формулу мира, и если получится – то как? И Трамп вроде бы даже подает надежды на исполнение своих предвыборных обещаний, высказывает какие-то свои соображения про обретение мира, призывает не эскалировать ситуацию дальше. Дональд Трамп все свое публичное реноме строит на том, что он успешный бизнесмен, который умеет вести жесткие переговоры и заключать выгодные сделки. Не будем обсуждать, насколько успешный Дональд Трамп бизнесмен, но можно однозначно сказать: на первом сроке примеров его успешных сделок мы не видели. На первом сроке он пошел на беспрецедентный шаг: встретился с Ким Чен Ыном, то была первая в истории встреча действующего президента США с главой Северной Кореи. Предполагалось, что встреча эта перевернет игру, что сделка, заключенная Трампом, полностью закроет вопрос о ядерном вооружении Северной Кореи. Гонору и понтов, свойственных Трампу, вокруг этой сделки было море, но никаких сделок заключено не было.
Теперь же перейдем к сценариям, поговорим о тех, которые представляются не слишком фантастическими. Первый сценарий, самый маловероятный и самый, конечно, если можно так сказать в этой ситуации, позитивный. В нем Трамп делает ровно то, что обещал в ходе своей избирательной кампании: говорит Зеленскому, что, если тот не пойдет на переговоры, Штаты остановят поставки вооружений. Путину говорит, что, если тот не заключит мир, Украина получит целую кучу нового оружия. Как эта конструкция может сойтись, я не очень понимаю, но конструкция эта точно в духе Трампа. Сводить любые процессы к вот такого рода решениям: я одному скажу такое, другому сякое, и они меня послушают. Если эта конструкция и сойдется, то после перемирия стороны останутся плюс-минус на таких же позициях, которые занимают сейчас, за вычетом плацдарма в Курской области.
Вице-президент от республиканцев Джей Ди Вэнс ранее озвучивал такое предложение: линия фронта становится линией разграничения, вокруг которой создается демилитаризованная зона. Кто ее будет контролировать, Вэнс не уточнил, но отметил, что она будет "хорошо укреплена, чтобы россияне не вторглись снова". При этом Украина не вступает в НАТО и сохранит свою независимость в обмен на нейтралитет. Никто толком не представляет себе, что это такое. Трамп и его советники на просьбу разъяснить говорят, что кандидат в президенты не хочет выкладывать все карты на стол, потому что тогда он не сможет никого удивить и не сможет надавить на Владимира Путина. Трамп хочет посадить всех за стол переговоров, чтобы никто не был готов к его предложениям, и заставить их выслушать его идеи.
Если вновь избранному президенту США удастся прекратить войны, ему надо будет присвоить Нобелевскую премию. Об этом президент Беларуси Александр Лукашенко заявил журналистам.
«Если он это сделает, то мы направим петицию на Нобелевскую премию, ему присвоят за то, что он сделал доброе дело. Надежда есть, что он будет исполнять свои обещания. Но Америка не Беларусь: там могут забыть, еще что-то. Но мы надеемся, что он свое обещание будет выполнять», — заявил белорусский лидер.
В то же время Лукашенко заметил, что не все будет зависеть от Дональда Трампа. Что касается конфликта на Украине, то тут как минимум необходимо участие двух сторон конфликта. «Он будет стараться прекратить войну на Украине, но это не односторонний процесс. Это надо договариваться и, может быть, не только с Россией. Это касается очень многих стран», — сказал он.
Будущий советник избранного президента Дональда Трампа по национальной безопасности Майк Уолтц в последние дни рассматривает несколько предложений по прекращению украинской войны. Об этом сообщили CNN два источника, знакомые с этим вопросом. Хотя над деталями стратегии еще продолжается работа, чиновники Трампа, вероятно, будут настаивать на скорейшем прекращении огня, чтобы временно заморозить войну, пока обе стороны ведут переговоры, говорят собеседники. Ожидается, что представители администрации Трампа также будут настаивать на том, чтобы европейские союзники и НАТО взяли на себя большую часть бремени расходов на поддержку Украины.
Уолтц рассматривает идеи в том числе от генерала Кита Келлога, которого Трамп объявил своим специальным представителем по вопросам России и Украины. Предложение Келлога предполагает, что продолжение американской военной помощи Украине будет зависеть от участия Киева в мирных переговорах с Россией и «официальной политики США, направленной на прекращение огня и урегулирование конфликта путем переговоров». Стремление Украины вступить в НАТО тем временем будет «отложено» на длительный период.
Уолтц также рассмотрел отдельное предложение, которое поддержал бывший посол Трампа в Германии Ричард Гренелл. Тот выражал поддержку созданию «автономных регионов» внутри Украины, хотя и не объяснял деталей. Другая идея заключается в том, чтобы позволить России сохранить территории, которые она удерживает сейчас, в обмен на вступление Украины в НАТО. В то же время источники уточняют, что мало кто в орбите Трампа стремится пригласить Украину в Североатлантический альянс в ближайшее время.
Р.ВЕЛИЕВ