Неизвестные факты о Карабахском ханстве в трудах иранских историков

20:00 / 04.11.2025 Просмотров: 1201

До начала армяно-азербайджанского конфликта в Иране не публиковались научные исследования по истории Карабаха. В дальнейшем, ряд иранских историков приступили к исследованию этой проблемы. Среди работ иранских авторов по истории Карабаха прежде всего следует отметить труды «Карабах» Мухаммеда Хафиззаде и «Карабах на рубеже истории» Самеда Сардаринийа.

Выходец из Южного Азербайджана, религиозный деятель Мухаммед Хафиззаде подошел к исследованию вопроса как профессиональный историк, вследствие чего представил на высоком научном уровне работу, обогатившую иранскую историографию. В 1998 году он выступил с весьма объемными статьями по истории Карабаха на страницах 30-го номера журнала «Пеяме-ноу». Эти статьи были довольно положительно были встречены широкой читательской аудиторией. Автор, внеся в свои статьи определенные дополнения и изменения, вскоре представил целый научный труд, опирающийся на значительную фактологическую базу.

Ознакомление с трудом М.Хафиззаде позволяет утверждать, что автор, собрав ценные сведения из многочисленных источников, сумел провести на их основе широкие научные исследования. Кроме того, автор осуществил и критический разбор первоисточников.

Во вступительном слове к его работе тогда посол Азербайджанской Республики в Иране Аббасали Гасанов особо отметил, что несмотря на то, что М.Хафиззаде не является гражданином Азербайджана, жителем Карабаха, а использованные источники практически не имеют отношения к трудам азербайджанских авторов, представленный им анализ не носит односторонний характер, и высокий научный уровень исследования не вызывает никаких сомнений.

Книга М.Хафиззаде была издана в 2001 году в Южном Азербайджане, городе Тебризе. Автор, охватывающий в своей работе всю историю Карабаха с древнейших времен, отметил в книге территориальные притязания армян. По мнению ряда исследователей, слово «Албания» означает «пространство гор», или «горное поселение».

По мнению М.Хафиззаде, азербайджанцы Карабаха - это потомки луллубеев и кутиев, также отмечая, что слово «кути» является одним из вариантов слова «огуз». В связи с этим он приводит высказывание французского антрополога И.Т.Ами(на) о том, что азербайджанцы Шуши по своему антропологическому типу схоже с антропологическим типом, нашедшим отражение в памятниках луллубеев и кутиев.

Известный итальянский тюрколог Э.Росси еще в 1937 году выразил мнение о том, что в лексиконе тюркского языка слово «кути» представляет собой новый вариант слова «огуз». В.Хатибоглу, заявивший на страницах журнала «Тюркология» об аналогичности слова «кути» с «огуз», отмечал, что две буквы в словах «гут», «гуэль» впоследствии превратились в «с» и «з», исходя из чего вышеотмеченные слова приняли форму «огус» и «озуз».

Другим важным утверждением М.Хафиззаде является научный вывод о том, что большинство церквей в городах и селениях Азербайджана были связаны с албанскими тюрками, перешедшими в свое время из зороастризма в христианство, свидетельством чего является строительство церквей лицом на восток. Тем самым он опроверг широко используемый армянами тезис об армянском происхождении церквей на территории Азербайджана.

Как отмечал М.Хафиззаде, после принятия ислама подавляющее большинство албанских тюрок, естественно, отдалились от построенных ими же церквей. Пользуясь этим, армяне стали выдавать за свои оставленные тюрками церкви.

М.Хафиззаде подчеркивает, что оставление албанскими тюрками после принятия ислама построенных ими церквей, возведенных по всей территории Азербайджана (по обеим сторонам реки Араз), предоставило армянам возможность для присвоения албанских храмов, равно как и других памятников азербайджанской культуры. С течением времени незначительное количество христианских селений Карабаха, зафиксированных французскими священниками только из-за располагающихся в них церквей, были захвачены армянами.

Особо следует отметить данную М.Хафиззаде высокую оценку деятельности Ибрагимхалил хана по материальному благоустройству и развитию духовной культуры в ханстве. Автор подчеркивает, что в период правления Ибрагимхалил хана получили заметное развитие имеющие древние традиции литература и искусство Азербайджана, были созданы ценные произведения в областях музыки, поэзии, архитектуры, росписи, каллиграфии, издательства, устное народное творчество Карабаха распространилось далеко за его пределы, творили выдающиеся представители ашугского искусства. Именно вследствие этого столица Карабаха Шуша превратилась в центр науки и литературы.

В работе М.Хафиззаде, наряду с верными выводами, содержится и ряд ошибок. Так, например, он дает довольно поверхностные, а порой и совершенно неправильные сведения о походах Ага Мухаммеда Гаджара в Карабах. Из книги М.Хафиззаде следует, что Гаджар всего лишь однажды совершил нападение на Карабах, вследствие которого Ибрагимхалил-хан вынужден был подписать капитулянтский мир. Однако в действительности Гаджар дважды нападал на Карабах.

Кроме того, автор говорит о строительстве крепости Шахбулаг в 1748 году, а на следующей странице упоминает о возвращении Ибрагимхалил-хана в Шушу и взятии им власти после убийства Ага Мухаммед-шаха, чем обнаруживается противоречивость высказываемых в работе фактов.

Указание о строительстве крепости Шахбулаг в 1748 году также ошибочно. Поскольку, согласно большинству исторических источников (Мирза Адыгезал бек, Мирза Джамал, Ахмед бек Джаваншир), крепость Шахбулаг была возведена в 1751-1752 годах. Вместе с тем автор точно указывает дату похода Мухаммедгасан-хана Гаджара в Карабах –1756-1757-е годы.

Самед Сардаринийа — еще один автор, который довольно много писал о Карабахе. В 2002 году он опубликовал в Иране труд «Иреван был областью с мусульманским населением». В 2005 году Сардаринийа написал еще более обстоятельный труд под названием «Карабах на рубеже истории». Эта книга, в которой содержатся ссылки на первоисточники и историческую литературу, посвящена истории Карабаха.

В части труда, посвященной ханскому периоду истории Карабах, включены такие разделы как «Карабах в эпоху Надир-шаха Афшара», «Карабах в период ханств», «Ибрагимхалил-хан Джаваншир», «Судьба Ибрагимхалил-хана Джаваншира», «Культура и литература в период ханств», «Нападение Ага Мухаммед-хана Гаджара на Карабах», «Карабах в ирано-русских войнах», «Падение некоторых ханств», «Переселение армян из Ирана в Карабах», «Переселение армян из Османской империи в Карабах».

По вопросу происхождения Панахали хана (основателя Карабахского ханства) С.Сардаринийа ссылается на Мирзу Джамала Джаваншира и Рзагулу Идаята. Так, рассказывается, что племя Джаваншир вышло из Туркестана и у его истоков стоял внук Авшир хана – сына Йылдыр хана, четвертого сына Угурлу хана. Их называли Авшар (Афшар). Джаванширы были из Джавангара. Они были из числа тех самых 120 тысяч воинов, которые вместе с Хулагу-ханом направились из Туркестана на новые завоевания.

Ту часть Джаванширов, которая в Сефевидский период, особенно в годы правления шаха Аббаса, поселилась в Карабахе и Арране, возглавлял Ибрагимхалил хан. После него управляли его сын Панах ага, затем сын последнего Ибрагимхалил ага II, далее – Ибрагимхалил хан III, который жил в период Надир шаха Афшара, переселившего многих из рода Джаваншир в Сарахс.

С.Сардаринийа подчеркивает, что Надир, после того как ему удалось вытеснить османов из Южного Кавказа, прославился на весь регион и стал брать к себе на службу людей, проявивших себя героями на войне. Одним из них был Панах хан, известный в народе как Панахали бек Джаваншир Сарыджалы. Он показал свои способности во многих сферах, поэтому его имя было у всех на устах. В сражениях, особенно между Надир шахом и османами, он всегда одолевал врагов, демонстрируя большую смелость и отвагу. Панах хан всегда верой и правдой служил Надир шаху, достойно выполнял все его поручения, поэтому заслужил уважение со стороны повелителя.

Автор приводит также сведения о том, как один из полководцев Адил шаха (Алигулу хана) Эмир Аслан хан прибыл в Карабах и встретился с Панахали ханом, одарил его сперва титулом султана, а на следующий день хана, потребовав взамен подчинения Адил-шаху. По совету Эмир Аслан хана, Адил шах издал указ о предоставлении Панахали беку ханства и, помимо этого, отправил тому дорогие подарки, включая усыпанный драгоценностями пояс.

Отмечая превращение Карабахского ханства в период Панахали хана в сильное государство, С.Сардаринийа говорит об осуществлении Панахали ханом целого ряда мер, одним из которых было строительство трех укрепленных крепостей. Рассказывая о строительстве крепостей, автор дает обширные ссылки на Мирзу Джамала.

Автор акцентирует внимание на сведении о том, что, согласно Мехди Бамдаду, прежнее название города Шуша было «крепость Давер». С.Сардаринийа, ссылаясь на Мирзу Джамала, отмечает также факт переселения жителей Шахбулаг в крепость Шуша в 1756-1757 годах.

В работе можно встретить и ряд нестыковок. Так, например, указывая на переселение народа в Шушу в 1756-1757 годах, а также на организацию похода Мухаммедгасан хана Гаджара в Карабах спустя год (следовательно, в 1757-1758 годах), автор отмечает нападение Фатали хана Афшара на Шушу в 1756 году, чем нарушает хронологическую цепь событий. Кроме того, он говорит о семи последовательных нападениях, хотя, речь, видимо, должна идти о семи атаках на крепость во время одного похода. 

Автор, рассказывая о прибытии Панахали хана в лагерь Керим хана Зенда для оказания тому помощи, отправке Карабахского правителя в Шираз и его последовавшей через некоторое время кончине, вступлении на престол его сына Ибрагимхалил хана IV, дает высокую оценку правлению Панахали хана. По его мнению, Панахали хан Джаваншир, сыграв значительную роль в острейший момент истории Карабаха и всего Азербайджана, оставил после себя глубокий след и неувядающее наследие. Он стал легендарной личностью еще при жизни, таковой остался он и после своей смерти.

С.Сардаринийа, ссылаясь на Мустафу Чеменли, указывает в качестве даты кончины Панахали хана 1763 год. Кроме того, автор отмечает, что в момент прибытия Панахали хана из Хорасана в Карабах Ибрагимхалил аге было 15 лет. Он также рассказывает о взятии Панахали хана в плен Фатали ханом Афшаром, освобождении первого со стороны Керимхана, который одарил его дорогими подарками, усыпанным драгоценностями мечом, коня с золотым седлом, объявил Панахали хана правителем Карабаха, а также отправил его в качестве гостя в Шираз.

Отмечая еще большее усиление Карабахского ханства в период правления Ибрагимхалил хана, автор рассказывает о проведении им значительных работ по благоустройству, нормализации отношений ханства с соседними государствами, покровительстве хана над деятелями литературы и искусства, приглашении им в свой дворец видных поэтов, представителей различных видов искусства, политических деятелей.

По мнению автора, принятие Ибрагимхалил ханом на службу во дворец Моллу Панаха Вагифа привело впоследствии к тому, что хан длительное время пользовался плодами гения и талантов поэта в самых разных областях, и это способствовало развитию и подъему ханства.

(Продолжение следует)


Другие новости

Лента новостей

Все новости

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA