:
RU   AZ
  • Font size:
  • Decrease
  • Reset
  • Increase

В Азербайджане не стали «приручивать» слаженную систему нурсистов

Font

В Азербайджане запрещена деятельность школ, детских садов, курсов "Араз", которые контролировались так называемыми нурсистами. Часто проходят сообщения об их задержании, в отношении двух даже возбуждено уголовное дело. Кто такие нурсисты и почему представляют опасность для страны – об этом и многом другом мы поговорили с профессором двух вузов: Бакинского государственного университета и Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, специалистом в области истории ислама Алтаем Геюшовым.

- Алтай муаллим, что за птицы, эти нурсисты?
- Движение нурсистов имеет давнюю историю. Все началось во время Первой мировой войны, после создания Турецкой Республики. Нурсизм был как бы движением возрождения ислама, и тогда такие движения в разных частях мусульманского мира были достаточно популярными. Эти движения имели разные окраски, но идея у всех у них была одна и та – мусульмане отошли от ислама, следствием чего стало упадничество исламского мира, и потому следует возродить религию Аллаха, вернуться к ее истокам, установить справедливость, которая была при Пророке и праведных халифах. И создание нурсизма совпало по времени с установлением светскости в Турции, и между двумя этими концепциями были серьезные трения, которые в будущем переросли в противостояния. В Турции была радикальная политика секуляризации, и она дошло до того, что в течении 12 лет был запрет на воззвание азана на арабском языке, он произносился на турецком. Политика секуляризма Ататюрка не была такой жестокой, как воинственный атеизм СССР, но была достаточно жесткой, и трения между исламом и светской политикой были существенные. Еще одной из характеристик движения Нурси было недовольство курдского меньшинства Турции новой системой, было много восстаний против республики. Хотя нурсизм не имеет никакого отношения к этим восстаниям, но все-таки элемент курдского недовольства в идеологии нурсистов играл определенный роль. Важным роль играет конфессиональное различие между турецким большинством, исповедующим ханифитский мазхаб ислама и религиозно-этническое меньшинством -курдами, придерживающихся шафиитского толка религии, то есть Саид Нурси, курд, был шафиитом. Впоследствии его движение локализовалось, маргинизовалось. Восстановлением этой идеологии занялся Фетуллах Гюлен, движение которого стало одним из ответвлений нурсизма. Ф.Гюлен добивается вливания в его движения и тюркского, и ханафитского элемента, и оно становится более популярным, нежели сама изначальная идея нурсистов. Когда в Турции популяризуются идеи Гюлена, в других частях исламского уммы также возрождается ислама – происходят революция в Иране, в арабских странах, где люди устали от идеи «арабского социализма» партий БААС, и альтернативой которой видят возрождение религии, но в других направлениях. В это время актуализируется вопрос Афганистана, радикального ислама – воинствующего. Появление движения Гюлена привлекает большое внимание во всем мире, ибо оно проповедует умеренный вид ислама, имеющий тарикатские основы, отличающее от умеренно-радикальных идей Саудовской Аравии, «Ихвана» Египта, и воинствующего ислама в Афганистане. Гюленовцы более привлекательны на Западе, во всем мире, к ним было благожелательное отношение. Этот момент совпадает с распадом СССР и началом возрождения ислама в постсоветских государствах. В эти страны с тюркоязычным населением, приходит нурсизм, в том числе и в Азербайджан. Правительство страны приветствует приход нурсистов, так как азербайджанский ислам – это шиизм, и нурсизм стал бы противовесом влиянию шиитского Ирана на Азербайджан. Учитывая внутреннюю ситуацию, традиции страны, гюленовцы не занимались у нас проповедями, а продвигали свое дело посредством образования – открытием школ и университета. Упадок локального образования в стране делала их тактику успешной. Гюленовцы выбирали в свои учебные заведения самых лучших, и получалось, что самая интеллектуальная, способная часть молодежи Азербайджана училась в их школах. Этот факт в дальнейшем должно было дать свои плоды. Сеть Гюлена функционировала здесь очень плодотворно, и параллельно в Азербайджан пришли нурсисты-ортодоксы. Эти последователи Нурси, а не Гюлена, имели в стране определенный успех, имели сеть «дерсхане», помогали студентам, тем не менее, они не были такими конкурентоспособными, как гюленовцы. Последние постепенно становились серьезной общественной силой в стране – кроме учебных заведений у них в Азербайджане есть свой бизнес, много сторонников. В конце концов, почувствовав опасность, все это должно было озаботить правительство Азербайджана. В то же время следует подчеркнуть, что гюленовцы всегда были лояльны властям страны, ибо нурсистам приходилось иметь дело с представителями властей, иначе в Азербайджана невозможно работать и добиться здесь успеха. Власти понимали, что наряду с выгодой от деятельности нурсистов в стране – материальной, политической, они становятся серьезной силой, альтернативой.

- И не было никакой соответствующей подсказки из Анкары?
- Нет, в начале власти пришли к таким выводам без подсказки извне. Но официальный Баку никак не мог начать компанию против нурсистов-гюленовцев, ибо в момент прозрения нашего правительства к власти в Турции пришли их союзники – партия Эрдогана. Этот факт не давало нашим властям возможности для открытой компании против нурсистов. Но правительство Азербайджан ввело ряд ограничений для них – были запрещены уроки религии в их них школах, закрыт факультет религиоведения в Университете Кавказ. Были предприняты и другие шаги, и аналитики понимали, что терпение правительства кончилось, и как только партия Эрдогана уйдет с власти, то в Азербайджане начнется масштабная компания против гюленовцев. Но в этот самый момент начался раскол между Эрдоганом и Гюленом, что дало возможность нашему правительству не ждать ухода премьер-министра Турции. Тем паче, что сам Эрдоган в этом антинурсистской компании тоже участвует, он просил власти многих стран мира заняться школами Гюлена. Тему нурсиситов Эрдоган поднимал и во время своего последнего визита в Баку, который решил сначала пойти на, скажем так, «национализацию» гюленовской сети, передав на баланс ГНКАР все ее школы и Университет Кавказ. Все эти задержания и освобождения нурсистов являются результатом визита Эрдогана, они производятся для того, чтобы показать Анкаре, что «мы что-то делаем». Все это показные акции, а что произойдет в дальнейшем, я не могу судить. Тут многие зависит от того, как аналитики правительства оценят ситуацию – нужно ли покончить с нурсизмом в стране, или лучше использовать его для своих целей. Думаю, что нурсистов можно прибрать к рукам, и это будет уже новая ситуация, когда они уже не зависят от Турции, от ее властей, имевших идеологическую связь с Гюленом. Раньше гюленовцы были хорошим рычагом в руках Эрдогана. Так, Анкара воспользовалась ими во время проведения женевских переговоров с Ереваном об открытии границы с Арменией. Тогда мы открыто увидели, что эти люди поддерживают предложения Анкары, идущие вразрез интересам Азербайджана. Местные нурсисты тогда начали пропагандировать идею открытия границы с Арменией, защищали правительство Эрдогана и наши власти всерьез были озабочены таким поворотом событий. То есть, получается, что в этом вопросе, по большому счету, вопросе войны с Арменией, местные гюленовцы не поддерживают мнение правительства Азербайджана. Думаю, что именно тогда наши власти и пришли к выводу об окончательном решении вопроса нурсистов. Ныне же, при расколе между Эрдоганом и Гюленом, ситуация другая – местная сеть нурсистов находится во враждебном состоянии с официальной Анкарой, что давала возможность использования этой плодотворной, слаженно работающей системы ради интересов Азербайджана.

- А по большому счету эти нурсисты были полезны религии Аллаха или наоборот?
- Они однозначно помогали исламу, но исламу в их понимании. Когда властями были запрещены уроки религии в их них школах, то их преподаватели для своих целей использовали лазейки в виде уроков морали и «ходжа сехбетлери» после уроков.

- Список местных нурсистов, распространенный в СМИ, вызывает определенные вопросы. Ну, насколько бывший председатель госкомитета Эльшад Искендеров является нурсистом?
- Эльшад Искендеров является шиитом. Не думаю, что он является частью системы нурсистов. В свое время Э.Искендеров был генеральным секретарем молодежного форума Организации Исламской конференции за диалог и сотрудничество. Конечно, по роду своей деятельности Э.Искендеров имел определенные связи с нурсистами. Но чтобы он сам одним из них – для меня это достаточно большой вопрос, я знаю его как человека из традиционной шиитской семьи. Хотя Э.Искендеров рос в секулярной семье и т.д., он все-таки шиит, и корни у него шиитские, причем достаточно серьезные корни. Говорить, что Э.Искендеров – нурсист, это явное преувеличение и не профессиональная интерпретация вопроса.

- А зажимание нурсизма не нарушит баланс в стране между шиитами и суннитами? Власти не боятся крена в сторону Ирана?
- Это очень серьезный вопрос. Думаю, что в Азербайджане в сфере чистой религиозной пропаганды шиизм потерпел поражение, он не смог противопоставить свою идеологию ни нурсистам, ни салафитам. Последние стали более популярными, сильными, актуальными особенно в больших городах страны, чем шииты. Последние к началу века поняли, что терпят поражение в сфере религиозной пропаганды, агитация шиитов не привлекала молодежь, которая больше тяготеет к разным суннитским течениям. Тогда шииты решили заняться политикой, то есть, активной оппозицией властям компенсировать свою проигрыш, привлекая таким образом на свою сторону недовольных. Шииты хотели показать себя силой, борющейся с несправедливостью, и были в этом достаточно успешны. Это было возрождением шиизма, ибо в вопросе религиозной пропаганды он не конкурентоспособен с более интеллектуальным, подвешенным нурсизмом, и даже более компетентным салафизмом. Это когда изучается арабский язык, есть серьезная литература, есть четкая пропаганда версии ислама, интерпретация Корана и т.д. И когда последовало возрождение шиизма, власти стали проводить в его отношении политику сдерживания. Последовали аресты шиитских лидеров, и политическая радикальная часть шиизма ослабла. Но проблема заключается в понимании правительством того, что в Азербайджане большинство населения относит себя к шиитам.

- Каково, на ваш взгляд специалиста, соотношение между шиитами и суннитами Азербайджана?
- Соотношение, на мой взгляд, таково: 60-65% шиитов на 40-35% суннитов. Когда говорят про 75 и больший процент шиитов, то это не правильная интерпретация вопроса. И в этом вопросе можно привести два очень важных факта: когда Азербайджан стал частью российской империи, соотношение было 50 на 50. Удельный вес шиитов вырос по причине выдворения суннитов в Османскую империю русскими империи их непокорность. Другой важный момент заключается в том, что приведенное мною соотношение касается всего населения. А если взять верующую часть населения, которая ежедневно совершают предписанное им поклонения, я думаю, что здесь перевес на стороне суннитов, особенно это касается молодежи. Достаточно во время праздников пойти в мечети: сколько прихожан приходит в шиитские и суннитские мечети – определенная разница есть. Даже если нет перевеса суннитских прихожан, максимум соотношения может быть 50 на 50, не больше. После ослабления шиитов путем арестов радикалов, пришел черед давления на суннитов. Власти полагают, что этот их шаг оставшуюся часть шиитского населения сделает лояльным. Этот процесс идет уже не первый год, но думаю, что ныне прессинг на суннитов может сыграть против правительства. Ибо это может привести к перевесу шиизма. Кроме того, верить в то, что оставшаяся часть шиитского населения сделается лояльным, является миражем. В это однозначно верить нельзя. Дело в том, что каждый верующий шиит обязан выбрать себе духовного наставника, это так называемая идея иджтихада. Шиит должен слушаться своего морально-духовного отца и в религиозных, и в не религиозных вопросах. У каждого из этих аятолла есть своя книга – рисале, которых следует читать и следовать рядовым шиитам. Все эти духовные отцы являются гражданами Ирана, исключением может быть иракец Систани, у которого очень много последователей в Азербайджане. Потому говорить о том, что правительство страны сможет полностью взять под контроль верующую часть шиитов – эта утопия, ибо есть конкретные духовные связи, связывающие их с Ираном. Поэтому изменение очень долго державшегося баланса в пользу шиитов сможет создать серьезные проблемы для правительства Азербайджана.

- Во время визита президента Ильхама Алиева в Сальяне прошли салафитские погромы. Считаете это случайностью?
- Конечно, это не случайно. Мы знаем, что у Ирана есть возможности для влияния на ситуацию в Азербайджане. Именно после салафитских погромов был арестован один из радикальных шиитских проповедников Зульфикар. Ситуация достаточно щепетильная, и властям вести однозначную политику очень трудно. Но нарушать существующий баланс искусственными методами может сыграть плохую службу правительству.

- Многие привыкли считать радикальными салафитов, а в Сальяны погромы устроили шииты…
- Салафиты тоже не однородны. Конечно, сейчас они считаются радикальными – в том смысле, что являются самыми консервативными в интерпретации религии. Они не своевольничают, скажем, как шииты и другие сунниты, салафиты строго придерживаются предписаний Корана и Сунны Пророка.

- Это как бы чистый ислам?
- Да, чистый ислам. Да, этот консервативный ислам считается предысторией для радикализма, ибо следующий шаг – это уже радикализм. Потому государство очень серьезно опасается салафизма. Следует сказать про раскол в нем: между радикалами и консервативными салафитами. Последние первых называют хариджитами, такфиристами. Я не говорю, что все салафиты в конце концов становятся радикалами. Большинство не становятся ими, оставаясь мусульманами, строго придерживающихся установок Корана и Сунны Пророка. Но многие радикалы, воюющие в разных мусульманских странах мира, являются выходцами из салафитской среды.

- Почему салафиты отличаются длинными бородами и укороченными брюками?
- Они строго придерживаются основ ислама, открещиваются от религиозных нововведений, дополнений и т.д. Покажу разницу между салафизмом и шиизмом. В последнем муджтахид по своему умозаключению может объявить, скажем, помидоры харамом в течение двух лет. Для салафитов же есть конкретные источники, на которые они ссылаются – Коран и Сунна Пророка. Салафиты отвергают все новое в религии, чего нет в этих источниках. А в Коране и хадисах говорится о том, что пророк ходил с длинной бородой, и в коротких брюках, чтобы они не были запачканы. Салафиты не признают никаких нововведений.

- А насколько новшества приветствуются религией Аллаха? Что говорит об этом Коран и Сунна?
- Коран воспринимается всеми. А вот Сунна разная: у суннитов своя, у шиитов - другая. Нет единого мнения и в отношении источников Сунны. Согласно одному хадису, последователи Пророка - умма будет поделена на 73 группы, из которых на правильном пути будет только одна из них. Однако, оставшиеся 72 группы уммы не будут считаться греховными. Члены этих групп тоже получат саваб, вознаграждение, но те, что на правильном пути, получат его намного раз больше.

- Читал версию этого хадиса о том, что члены этих 72 групп не спасутся, попадут в ад…
- По исламу каждый мусульманин, произносившийся шахаду, в конце концов, попадает в рай. Перед этим каждому из них воздастся за все его деяния, то есть, они за совершенные ими грехи пройдут очищение адом. Есть интересный хадис по этому поводу. Если человек задумал сделать что-то плохое, но не сделал, то за это ему полагается саваб, вознаграждение. Если человеку пришло в голову сделать что-то хорошее, и он так и сделал, то за это ему, разумеется, запишется саваб. Если человек задумал хорошее, однако не сделал его, все равно ему записывается саваб. Грех запишется на душу в случае претворения плохого замысла. В сложных вопросах ислама трудно найти точки соприкосновения, и раздел уммы происходит по причине разных интерпретаций одних и тех же установок.

- Как же простому человеку найти то единственное правильное течение ислама?
- Если мусульманин придерживался какого-то мазхаба, то в Судный день будет считаться, что он просто всецело принял мнение исламского ученого, основоположника этого течения религии. Между мазхабами разница имеется в мелких, не кардинальных вопросах. Потому думаю, что разделение уммы на множество сект не является серьезной проблемой. Даже если в простом вопросе рукоположений во время намаза, хотя все должны были помнить, как молился Пророк, существует разночтение между шиитами и суннитами, то, думаю, что следует ожидать Судного дня, когда все станет на свои места. На этом свете очень трудно будет придти к общему знаменателю.

- Не так давно был арестован астролог-телеведущий Ильхам Мирзоев. Гороскопы сейчас печатают практически все СМИ…
- Однозначно, что гороскопы идут вразрез исламу, гадание считается одним из самых главных грехов. Думаю, что гороскопы печатают, исходя из бизнес-интересов, люди читают их. В то же время скажу, есть практика «истихара», особенно она развита у шиитов, когда делается попытка заранее предугадывать успех или фиаско какого-то действия, шага. Но в целом все течения ислама считают гадание очень большим грехом. Да, распространение ислама является одним из обязанностей мусульман.
- Как вы считает, талисман от сглаза, произведенный, главным образом, китайскими идолопоклонниками, сможет защитить мусульман от неприятностей? Ведь к талисману от сглаза у нас прибегают даже ученые мужи…

- Прибегание к талисману от сглаза, к пучку руты, - эта дань историческим традициям, они связаны с верованиями прошлого и ныне считается суеверием. С точки зрения чистого ислама прибегание к ним считается приданием сотоварища Аллаху, то есть ширком. Празднование Новруза также является доисламской традицией. Со старыми традициями не так-то покончить. Так, шиизм шаха Исмаила содержит определенные элементы тюрксого шаманизма. Это когда глава секты отпускает грехи своим сторонникам. На самом деле в исламе такого нет, но эта практика существует в традициях шиизма.

- Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что шиизм отошел от ислама в большей степени, нежели суннизм?
- По этому поводу я не могу дать однозначных оценок. У каждой ветви религии своя интерпретация, каждая считает, что она на правильном пути. Аллах рассудит…
Л.ШАМХАЛ





Loading...